Галоўная Прамыя лініі

Использование кассового оборудования, платежных терминалов и торговых аппаратов на территории Республики Беларусь

21.12.2018
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9 в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 были внесены изменения.

В связи с этим 21 декабря 2018 г. состоялся интернет-семинар, проведенный АПС «Бизнес-Инфо», по теме «Использование кассового оборудования, платежных терминалов и торговых аппаратов на территории Республики Беларусь» с консультантом контроля управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Сергеем Колыкиным.

В ходе проведения семинара заданы вопросы по изменениям использования КСА, по срокам установки СКНО, по заполнению книги кассира, документальному оформлению операций и др.

Сергей Колыкин ответил на самые актуальные и востребованные вопросы, находящиеся в его компетенции.

 


Сергей Колыкин в 1988 году окончил финансово-экономический факультет Белорусского государственного института народного хозяйства. После окончания института работал в управлении Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» по Гомельской области, ревизором на Белорусской железной дороге. С 1991 года работает в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь в должности консультанта.



1. ООО «АН»: Надо ли хранить вместе контрольную ленту и чеки по изъятию и внесению в кассу денежных средств?

ОТВЕТ: Обязанность по хранению чеков по изъятию и внесению в кассу денежных средств не предусмотрена. Контрольные ленты не хранятся, если кассовый аппарат с установленным СКНО.

По окончании рабочего дня (смены), а также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя:

  •  суточный (сменный) отчет (Z-отчет);
  •  контрольную ленту - для кассового суммирующего аппарата, в том числе совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины (далее - кассовый аппарат) с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно.
Требование о выводе контрольной ленты не распространяется на кассовый аппарат с установленным средством контроля налоговых органов (п.6 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)).

Суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты), контрольные ленты хранятся в течение 12 месяцев со дня их формирования (п.7 Положения № 924/16).

Таким образом, п.7 Положения № 924/16 установлена обязанность хранения только в отношении формируемых кассовым аппаратом суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) и контрольных лент. При этом требование о выводе контрольной ленты и, соответственно, необходимости ее хранения не распространяется на кассовый аппарат с установленным СКНО. В отношении хранения документов (чеков) по изъятию и внесению в кассу денежных средств нормами Положения № 924/16 какая-либо обязанность не установлена.

Обращаем внимание, что на кассовом аппарате с установленным СКНО, а также на программной кассе кассир выполняет:

  •  в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
  •  при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег (п.5 Положения № 924/16).
Следовательно, информация о выполнении на кассовом аппарате с установленным СКНО операций регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег и операций изъятия сумм наличных денежных средств из ящика для денег содержится в центре обработки данных системы контроля кассового оборудования.


2. ООО «АН»: Где должны храниться деньги после изъятия и закрытия смены?

ОТВЕТ:
На кассовом суммирующем аппарате, в том числе совмещенном с таксометром, билетопечатающей машине (далее - кассовый аппарат) с установленным средством контроля налоговых органов, а также на программной кассе кассир выполняет:

  •  в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
  •  при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег (п.5 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16).

Таким образом, до закрытия смены кассир обязан выполнить операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег.

Данный механизм обеспечивает при формировании в автоматизированной информационной системе контроля кассового оборудования (далее - АИС ККО) отчета по денежному ящику достоверной информации о наличии наличных денежных средств в ящике для денег, так как в начале рабочего дня (смены) при включении кассового аппарата в АИС ККО при выполнении операции регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег вносится информация о сумме наличных денежных средств, помещенных в ящик для денег (либо находящихся в ящике для денег). По окончании рабочего дня (смены) выполняется операция регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег. При этом АИС ККО не выполняет функцию формирования остатка наличных денежных средств, оставшихся в ящике для денег после окончания рабочего дня (смены) и выключения кассового аппарата. Соответственно, на кассовом аппарате в обязательном порядке выполняются указанные выше операции.

По вопросам хранения наличных денег после завершения работы кассового аппарата (формирования суточного (сменного) отчета (Z-отчета)) и до начала рабочего дня (смены) и включения кассового аппарата необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии со ст.30 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь устанавливает порядок ведения кассовых операций, в том числе порядок хранения наличных денег.

Национальным банком постоянно проводится работа по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих наличное денежное обращение, в том числе порядок ведения кассовых операций, с целью создания благоприятных условий ведения бизнеса и его либерализации.

Субъекты хозяйствования самостоятельно в письменной форме устанавливают размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на каждое рабочее место кассира, уполномоченное лицо (п.14 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107).

Требование об обеспечении субъектами хозяйствования сохранности наличных денег и принятии иных мер по исключению возможности несанкционированного доступа в кассу установлено п.62 названной Инструкции.

Таким образом, место хранения разменных наличных денег субъекты хозяйствования определяют самостоятельно в зависимости от организации своей деятельности: в кассе субъекта хозяйствования либо у главного (старшего по должности) кассира либо в ящике для денег кассового оборудования (при его наличии) или ином месте аналогичного назначения. При этом наличие либо отсутствие установленного на кассовом оборудовании средства контроля налоговых органов не имеет значения.

Право выбора субъектом хозяйствования самостоятельно места хранения наличных денег, в том числе разменных наличных денег, также закреплено в проекте новой редакции Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь.


3. ООО «АН»: Должны ли совпадать суммы при изъятии в конце смены и внесении денег при открытии смены?

ОТВЕТ:
Не должны.

На кассовом суммирующем аппарате, в том числе совмещенном с таксометром, билетопечатающей машине (далее - кассовый аппарат) с установленным средством контроля налоговых органов, а также на программной кассе кассир выполняет:

  •  в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
  •  при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег (п.5 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)).
При приеме денежных средств кассир:

  •  проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств;
  •  выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги);
  •  помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (далее - ящик для денег) (п.4 Положения № 924/16).
Не допускается хранить в ящике для денег наличные денежные средства, не учтенные через кассовое оборудование, кроме полученных перед началом работы (смены) для расходных операций и отраженных в порядке, установленном Положением № 924/16.

Таким образом, в начале рабочего дня (после открытия смены) операция регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег выполняется на сумму наличных денежных средств, помещаемых в ящик для денег кассового аппарата. В конце рабочего дня до закрытия смены кассир обязан выполнить операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег в той сумме, которая находится в ящике для денег.

С учетом того, что в течение рабочего дня (смены) прием денежных средств осуществляется с использованием кассового аппарата и полученные от покупателей наличные денежные средства помещаются в ящик для денег, то, соответственно, сумма наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены) для расходных операций и помещенных в ящик для денег, не может совпадать с суммой наличных денежных средств, изымаемых из ящика для денег в конце рабочего дня при закрытии смены. Также могут не совпадать суммы изъятых из ящика для денег денежных средств в конце рабочего дня и помещаемых в начале рабочего дня. Решение о сумме помещаемых в ящик для денег денежных средств в начале рабочего дня принимает организация.


4. НПФ «Д»: Кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО и терминал используются в организации для розничной торговли по образцам без торгового объекта. Выручка поступает нерегулярно: 1-3 раза в месяц либо ее может не быть в течение месяца.
Должны ли КСА с установленным СКНО и терминал ежедневно включаться при отсутствии выручки?

ОТВЕТ:
Должны, но записи в книге кассира осуществляются в дни использования кассового аппарата.

На кассовом суммирующем аппарате (далее - кассовый аппарат) с установленным средством контроля налоговых органов кассир выполняет в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег (п.5 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)).

Режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, продавцов, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, должен соответствовать режиму работы, указанному в документе об установлении режима работы (п.4 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила № 703)).

Следовательно, кассовый аппарат с установленным СКНО должен быть включен в рабочий день в соответствии с режимом работы торгового объекта. Если в режиме работы торгового объекта предусмотрены нерабочие и выходные дни, то в эти дни кассовый аппарат не включается.

Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца. По окончании работы продавца кассовое оборудование прекращает работу в соответствии с установленным режимом работы продавца, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой п.5 Правил № 703, а также при доставке товаров покупателю в оговоренные с ним место и время (п.5 Правил № 703).

Таким образом, кассовый аппарат должен включаться и использоваться в установленное время работы продавца с учетом режима работы и доставки товаров покупателю в оговоренные с ним место и время.

Кассовый аппарат используется для проведения принятых кассиром сумм денежных средств, в том числе наличных, и выдачи покупателю (потребителю) платежного документа, подтверждающего оплату товара (работы, услуги) (п.4 Положения № 924/16).

Записи в книге кассира осуществляются в дни использования кассового аппарата в хронологическом порядке, без помарок и на основании показаний кассового аппарата и суточного (сменного) отчета (Z-отчета) (часть пятая п.16 Положения № 924/16).

 
5. ОДО «Г»: Организация реализует фильтрующее оборудование для воды населению с услугой его монтажа непосредственно в жилых домах. С каждым заказчиком составляется отдельный договор. По договору оплата за готовую фильтрующую систему принимается наличными после ее пусконаладки на месте монтажа по квитанции о приеме наличных денежных средств. Постоянного места реализации с кассовым аппаратом организация не имеет. Многие заказчики желают оплачивать фильтрующее оборудование через систему ЕРИП, интернет-банкинг непосредственно на расчетный счет.
Обязательно ли использовать кассовый аппарат в таком случае? Где он должен быть установлен? Может ли организация брать предварительную оплату с заказчика через систему ЕРИП либо интернет-банкинг?

ОТВЕТ:
Необязательно, если не будут приниматься наличные денежные средства.

Кассовый аппарат используется для проведения принятых кассиром сумм денежных средств, в том числе наличных, и выдачи покупателю (потребителю) платежного документа, подтверждающего оплату товара (работы, услуги) (часть первая п.4 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16).

Если оплата как за готовую фильтрующую систему (фильтрующее оборудование), так и предварительная оплата заказчиками будут проводиться только через систему ЕРИП либо интернет-банкинг на расчетный счет организации, то есть организация не будет осуществлять прием оплаты у заказчиков наличными денежными средствами, то, соответственно, кассовый аппарат в этом случае не используется.

 
6. ООО «ДВ»: Кассир ошибочно провел чек на кассовом аппарате за наличный расчет вместо терминала (или наоборот). Ошибка обнаружена в конце смены после закрытия Z-отчета.
Каким образом правильно заполнять книгу кассира? Достаточно ли объяснительной от кассира и правильно ли будет заполнять книгу кассира по факту, а не по Z-отчету?

ОТВЕТ:
При приеме денежных средств кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств и выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги) (часть первая п.4 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16)). В случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования по форме согласно приложению 1 к Положению № 924/16, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы (часть пятая п.4 Положения № 924/16).

Записи в книге кассира осуществляются в дни использования кассового аппарата в хронологическом порядке, без помарок и на основании показаний кассового аппарата и документов, указанных в п.6 Положения № 924/16 (суточный (сменный) отчет (Z-отчет)) (часть пятая п.16 Положения № 924/16).

По окончании рабочего дня (смены) в книге кассира заполняются остальные (кроме заполняемых в начале рабочего дня (смены)) реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира согласно приложению 2 к Положению № 924/16. В графе 11 книги кассира указывается сумма ошибочно сформированных платежных документов в соответствии с реестром в рублях.

С учетом изложенного в случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (выдача покупателю) этого платежного документа запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования, к которому прилагаются ошибочно сформированные платежные документы. По окончании рабочего дня (смены) книга кассира заполняется на основании показаний кассового аппарата и суточного (сменного) отчета (Z-отчета). В графе 11 книги кассира указывается сумма ошибочно сформированных платежных документов согласно реестру.

Если по платежному терминалу отражена сумма операции больше, чем сумма покупки, необходимо произвести операцию возврата.

В отношении вопроса взятия объяснительной от кассира решение субъект хозяйствования принимает самостоятельно.

 
7. ТПУКП «ПО»: По разрешению местных исполнительных комитетов выделяются дополнительно торговые места (вне рынков) для реализации фруктов и овощей.
Нужны ли продавцу кассовый суммирующий аппарат с установкой СКНО или без него, а также платежный терминал?

ОТВЕТ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях:

  •  осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках (подп.35.4 п.35 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16, постановление № 924/16));
  •  осуществления разносной торговли товарами (подп.35.5 п.35 Положения № 924/16).
Разносная торговля - это розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них (п.21 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З)).

Таким образом, если на дополнительно выделенных торговых местах (вне рынков) при реализации фруктов и овощей осуществляется разносная торговля, то в этом случае юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Если же реализация фруктов и овощей на дополнительно выделенных торговых местах (вне рынков) не относится к разносной торговле, то обязательно для приема наличных денежных средств использовать кассовое оборудование.

В соответствии со ст.7 Закона № 128-З Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разрабатывает и утверждает классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, а также классификацию форм торговли.

С учетом изложенного по вопросу, относится ли конкретная деятельность субъекта хозяйствования к разносной торговле, следует обращаться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Что касается использования кассового суммирующего аппарата с установленным средством контроля налоговых органов или без него, то субъектам хозяйствования необходимо руководствоваться сроками подключения используемого кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования в соответствии с этапами, установленными подп.2.6 п.2 постановления № 924/16, и графиками подключения кассового оборудования к СККО, размещенными на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (www.skko.by).

Обращаем внимание, что не допускается использование кассового суммирующего аппарата в случаях, если отсутствует средство контроля налоговых органов по истечении сроков, установленных в подп.2.6 п.2 постановления № 924/16, либо если после установки средство контроля налоговых органов неисправно или отключено (п.17 Положения № 924/16).

В отношении обязанности установки и использования платежного терминала необходимо руководствоваться нормой части первой подп.2.8 п.2 постановления № 924/16: юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности включенных в перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, согласно приложению 1 к постановлению № 924/16.
 

8. ООО «ДВ»: При внесении наличных денежных средств в ящик для денег или изъятии из него кассир допускает ошибку.
Как правильно вывести остаток наличных денежных средств и в дальнейшем (на следующий день) делать внесение? Достаточно ли объяснительной от кассира о допущенной ошибке?

ОТВЕТ:
На кассовом суммирующем аппарате, в том числе совмещенном с таксометром, билетопечатающей машине с установленным средством контроля налоговых органов, а также на программной кассе кассир выполняет:

  •  в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег;
  •  при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег (п.5 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16).

Названным Положением не предусмотрено допущение ошибок при выполнении кассиром вышеуказанных операций.

Таким образом, в начале рабочего дня (после открытия смены) операция регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег выполняется на сумму наличных денежных средств, фактически помещаемых в ящик для денег кассового суммирующего аппарата. В конце рабочего дня до закрытия смены кассир обязан выполнить операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег в той сумме, которая находится в ящике для денег.

В отношении вопроса взятия объяснительной от кассира решение субъект хозяйствования принимает самостоятельно.

 
9. ОАО «А»: Индивидуальный предприниматель выполняет автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные только с использованием электронной информационной системы Яндекс-Uber. Иногда клиент оплачивает заказанную услугу наличными денежными средствами.
Допустимо ли использовать для выполнения таких перевозок кассовые суммирующие аппараты, например БелТАКС/КСА-04 (для торговли), в связи с тем, что расчет в любом случае производится в электронной информационной системе? Кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, невозможно запрограммировать для случая, когда при заказе пассажиром поездки через приложение Яндекс-такси или Uber в часы повышенного спроса применяется повышающий коэффициент.

ОТВЕТ:
Используется только кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром.

Автомобиль-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее - электронная информационная система)) должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов (часть седьмая п.13 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила № 972)).

Заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси удостоверяется платежным документом, оформляемым с применением кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, за исключением автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы.

Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси определяется по кассовому суммирующему аппарату, совмещенному с таксометром, на основании установленных тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, 1 км оплачиваемого пробега и 1 час оплачиваемого простоя или движения автомобиля-такси со скоростью, меньшей отношения тарифа за 1 час оплачиваемого простоя к тарифу за 1 км оплачиваемого пробега. Размер платы за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, тарифы за 1 км пробега и 1 час простоя объявляются пассажиру автомобильным перевозчиком или диспетчером такси. Размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади (часть первая п.159 Правил № 972).

Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси, заказанную с использованием электронной информационной системы, определяется за посадку в автомобиль-такси, за 1 км оплачиваемого пробега и 1 минуту поездки и устанавливается договором автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси (часть вторая п.159 Правил № 972).

Водителю автомобиля-такси запрещается в том числе:

  •  перевозить пассажиров с неисправным или выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (за исключением водителей автомобилей-такси, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы);
  •  требовать от пассажира плату сверх показаний кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, или помимо платы, определенной электронной информационной системой;
  •  закрывать кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, и его составные части какими-либо предметами (за исключением водителей автомобилей-такси, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы) (п.166 Правил № 972).

Пассажир автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси уплатить установленную плату за проезд согласно показаниям кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, или электронной информационной системы (п.168 Правил № 972).

Электронная информационная система является информационной системой, зарегистрированной в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется в безналичном порядке в соответствии с законодательством (абзац 32 части первой ст.1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

Выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (при его наличии). Если автомобильный перевозчик выполняет автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные только с использованием электронной информационной системы, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется (ст.27 вышеуказанного Закона).

Таким образом, при осуществлении автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси, заказанным и оплачиваемым безналичными платежами только с использованием электронной информационной системы, оборудование автомобиля-такси такого автомобильного перевозчика кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, не требуется.

В случае оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси наличными денежными средствами должен использоваться кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром.

Полностью материал можно прочитать по ссылке.

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»