Главная Комментарии

КОММЕНТАРИИ к изменениям и дополнениям в Общей части Налогового кодекса 2017 года.

01.12.2016
Рубрика: Нормативные правовые акты и комментарии

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС – 2017: 
комментарии к изменениям и дополнениям

18 октября 2016 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон), в котором аккумулированы корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК).

Экспертами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь подготовлены обзоры наиболее существенных изменений в порядке исчисления и уплаты налоговых платежей, налоговом администрировании, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Представляем указанные обзоры, структурированные по видам платежей и наиболее важным аспектам изменений, произошедших в системе налогообложения.

Общая часть НК

Статьей 21 НК предусмотрено, что плательщик вправе получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц независимо от места постановки плательщика на учет. До 1 января 2017 г. плательщик за получением указанной информации вправе обратиться только в налоговый орган по месту постановки на учет.

Также плательщикам предоставлено право получать от налоговых органов и направлять в налоговые органы электронные документы, документы и (или) информацию в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через личный кабинет плательщика.

В целях дальнейшего упрощения налогового администрирования в статью 22 НК внесены изменения, согласно которым не только религиозные организации, но и все некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождаются от представления в налоговые органы бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

С целью сокращения количества административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении граждан, предусмотрена обязанность налоговых органов выдавать наследнику (наследникам) умершего физического лица и лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства в течение трех рабочих дней выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней соответственно по налоговому обязательству умершего физического лица или по налоговому обязательству физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным (ст. 40 НК).

Указанная выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней будет выдаваться налоговыми органами в рамках существующей административной процедуры, предусмотренной пунктом 18.17-1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

НК дополнен статьей 40-1, устанавливающей, что налоговые органы на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь ежемесячно (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным) размещают перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, содержащий сведения об учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Указанное дополнение направлено на минимизацию переписки по вопросам представления сведений о наличии (отсутствии) задолженности, а также сокращение трудовых, временных и материальных затрат налоговых органов и плательщиков.

В целях совершенствования механизма приостановления операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков в банке внесены дополнения в статью 53 НК.

Так, в случае если факт наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней выявлен в результате проверки налогового органа, то решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке должно содержать обязательное указание на суммы неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней на дату вынесения такого решения.

В данном случае приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам, электронным кошелькам в банке будет осуществляться только в части суммы неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, указанной в решении о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке.

Введение данной нормы позволяет плательщикам использовать на собственные нужды средства, имеющиеся на их счетах в размере, превышающем сумму задолженности, указанную в решении о приостановлении операций плательщика по его счетам, электронным кошелькам в банке.

Статьей 58 НК с 1 января 2017 г. установлен запрет на взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика-организации со счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов.

На совершенствование механизма возврата из бюджета дебиторской задолженности направлены соответствующие изменения, внесенные в статью 61 НК.

Так, если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) — организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) — организации (далее — сумма дебиторской задолженности), то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) — организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.

В случае выявления факта наличия у дебитора плательщика (иного обязанного лица) — организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы дебиторской задолженности в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта.

При отсутствии у дебитора плательщика (иного обязанного лица) — организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом производится возврат дебитору плательщика (иного обязанного лица) — организации суммы дебиторской задолженности не позднее двух рабочих дней со дня выявления факта взыскания дебиторской задолженности.

С учетом внесенных корректировок значительно упрощен порядок возврата дебиторской задолженности и сокращены сроки возврата из бюджета дебитору плательщика денежных средств, поступивших в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика. Отменена обязанность налогового органа по уведомлению дебитора плательщика о взыскании с него денежных средств в сумме свыше размера дебиторской задолженности, а дебитору плательщика не требуется подавать письменное заявление о возврате из бюджета суммы дебиторской задолженности. Налоговый орган в таких случаях все действия будет совершать самостоятельно.

Дополнения, внесенные в статью 63 НК, исключают обязанность плательщиков, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в виде электронного документа.

НК дополнен статьей 63-1, определяющей значение термина «личный кабинет плательщика» и устанавливающей цели использования личного кабинета плательщика, порядок доступа к нему, а также статус информации, предоставляемой через личный кабинет.

Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 69 НК предусмотрено распространение действия норм НК при проведении налоговыми органами проверок восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение срока, определенного частью второй пункта 2 статьи 81 НК.

Внесен ряд изменений в статью 79 НК, устанавливающую правовой режим сведений, составляющих налоговую тайну.

Так, для исключения неоднозначного понимания положений статьи 79 НК предусмотрено, что любые сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), которые предоставляются плательщику (иному обязанному лицу) в отношении самого себя, не являются налоговой тайной.

Из сведений, составляющих налоговую тайну, исключены сведения о регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень».

В связи с внедрением на территории Республики Беларусь механизма функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость из сведений, составляющих налоговую тайну, исключаются сведения, предоставляемые участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур»).

В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реализации конституционного права каждого лица на судебную защиту Конституционный Суд Республики Беларусь признал необходимым устранить пробел в правовом регулировании права на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, если, по мнению лица, такие решения, действия или бездействие налогового органа нарушают его права и законные интересы (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2016 г. № Р-1030/2016 «О праве на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»).

На основании вышеизложенного статьей 85 НК предусмотрено право каждого лица на обжалование решений налоговых органов, в том числе требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

В целях совершенствования действующего порядка подачи жалоб на решение налогового органа, а также на действия (бездействие) должностного лица налогового органа статья 87 НК, устанавливающая порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, изложена в новой редакции.

В частности, статьей 87 НК предусмотрен следующий порядок последовательного обжалования решений налогового органа и действий (бездействия) должностного лица налогового органа.

Жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение тридцати календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).

В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.

В случае несогласия с решением, вынесенным инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску в соответствии с пунктом 1 или частью второй пункта 2 статьи 87 НК, жалоба может быть подана в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.


Главное управление учета налогов и ведомственного контроля
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Юридическое управление
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Опубликовано в журнале "Налоги Беларуси" №44.
Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности