Главная Комментарии

КОММЕНТАРИЙ к Декрету Президента Республики Беларусь от 08.11.2016 № 5 «О перемещении, хранении и продаже физическими лицами алкогольных напитков» 

17.11.2016
Рубрика: Нормативные правовые акты и комментарии

Г.А. ЯНУШКЕВИЧ,
начальник управления контроля подакцизных товаров
главного управления контроля подакцизных товаров,
игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров 
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

КОММЕНТАРИЙ

8 ноября 2016 г. издан Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О перемещении, хранении и продаже физическими лицами алкогольных напитков» (далее — Декрет № 5). Его нормы направлены на либерализацию законодательства в сфере оборота алкогольных напитков, учитывая при этом необходимость защиты интересов государства и населения от попадания на рынок нелегального алкоголя.

Декретом отменены ограничения по количеству хранимых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, алкогольных напитков, а также по количеству перемещаемых такими лицами алкогольных напитков, маркированных акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность приобретения), не для коммерческих целей.

справочно

Напомним, что до вступления в силу Декрета № 5 в соответствии с подпунктами 1.11 и 1.12 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон № 429-З) в Республике Беларусь запрещалось:
  • перемещение, хранение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, но не маркированных ими в установленном порядке;
  • перемещение, хранение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 15 литров алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность их приобретения.
Нормы, ограничивающие количество алкогольных напитков, которое могут хранить и перевозить физические лица, в законодательных актах Республики Беларусь присутствовали на протяжении практически семнадцати лет — впервые введены Декретом Президента Республики Беларусь от 3 августа 1999 г. № 31 «О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья». Введенные названным Декретом жесткие меры выполнили свою задачу и позволили упорядочить оборот алкогольных напитков, обеспечить пресечение подпольного производства и незаконной торговли алкоголем.

Данная норма Декрета № 5 направлена на снятие барьеров для добропорядочных граждан по перемещению, хранению (не для коммерческих целей) алкогольных напитков, находящихся в законном обороте. В свою очередь, легальность поступления алкогольных напитков на рынок обеспечивается маркировкой алкогольных напитков акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками, гарантирующей уплату в бюджет причитающихся налогов (сборов), а также сохранившимся ограничением по количеству ввозимых на территорию Республики Беларусь и перемещаемых по территории Республики Беларусь без таких марок алкогольных напитков.

Вместе с тем Декретом № 5 сохранено количественное ограничение в отношении перемещаемых физическими лицами алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность их приобретения), в объеме не более 5 литров.

Сохранение такого ограничения направлено на защиту внутреннего рынка от поступления некачественных (фальсифицированных) алкогольных напитков, сокращение теневого оборота алкоголя, который поступает в основном с территории Российской Федерации, сохранение жизни и здоровья населения республики от реальных угроз, связанных с употреблением некачественного (фальсифицированного) алкоголя.

Таким образом, Декрет № 5 из категории правонарушителей установленного порядка перемещения и хранения алкогольных напитков выводит граждан, приобретающих, перемещающих и хранящих алкогольные напитки, в том числе зарубежного производства, для личного использования (торжественные и ритуальные мероприятия, коллекционирование и другие), без цели их дальнейшей реализации. При этом в случае выявления фактов реализации такого хранимого алкоголя к виновным лицам будут применяться жесткие меры ответственности в виде не только штрафа, но и конфискации как продаваемых, так и хранимых алкогольных напитков.

В связи с этим Декретом № 5 предусматривается более взвешенный механизм принятия решений о привлечении физических лиц к административной ответственности за несоблюдение установленных ограничений по перемещению алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками, а также за реализацию физическими лицами таких алкогольных напитков.

Во-первых, вводится альтернативность применения конфискации немаркированных алкогольных напитков, перемещаемых сверх разрешенного количества.

справочно

Согласно пункту 2 Декрета № 5 перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, — влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, или без конфискации. В применяемой до вступления в силу Декрета № 5 части 2 статьи 12.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривается безальтернативность применения конфискации таких напитков. При этом размер штрафа Декретом № 5 не изменен.

Данная норма позволит судам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, принимать взвешенное решение о наложении либо не наложении дополнительного взыскания в виде конфискации алкогольных напитков, исходя из характера совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения, соразмерности налагаемого взыскания причиненному ущербу, личности правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств в совокупности. 

Во-вторых, предусматривается усиление ответственности за несоблюдение ограничений по перемещению алкоголя при повторности совершения такого правонарушения путем увеличения минимального размера штрафа (от 20 базовых величин) и применения конфискации алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, а также введения возможности конфискации транспортных средств (кроме транспортных средств общего пользования), использованных для перемещения алкогольных напитков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Применение более жесткой административной ответственности при систематичности совершения правонарушений обусловлено необходимостью пресечения нелегальных поставок алкоголя в страну. Вместе с тем применение административного взыскания в виде конфискации транспортных средств будет осуществляться судом с учетом анализа всех обстоятельств дела, в том числе исходя из тяжести совершенного правонарушения.

В-третьих, Декрет № 5 предусматривает усиление административной ответственности за продажу (при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь или специальными марками, а также алкогольных напитков собственного изготовления. 

Усиление ответственности выражается в виде альтернативы применения конфискации алкогольных напитков не только реализуемых, но и принадлежащих виновному лицу или находящихся в месте совершения правонарушения, а в случае повторности совершения правонарушения в течение одного года после наложения административного взыскания — безальтернативного применения конфискации таких алкогольных напитков и штрафа от 10 до 30 базовых величин.

В связи с принятием Декрета № 5 требуется приведение в соответствие с его нормами части 2 статьи 12.27 КоАП и подпунктов 1.11 и 1.12 пункта 1 статьи 11 Закона № 429-З. Подпунктом 1.2 пункта 1 Декрета № 5 установлено, что за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 КоАП (за исключением деяний, предусмотренных в ч. 1 и ч. 2 п. 2 Декрета № 5), меры административной ответственности не применяются, находящиеся в производстве дела об указанных административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий за их совершение подлежат прекращению в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Декрет № 5 вступил в силу с 12 ноября 2016 г.

Несмотря на то что количество изъятого из нелегального оборота алкоголя за последние 10 лет сократилось в 5,6 раза, необходимо признать присутствие в республике теневого рынка алкогольной продукции, основными участниками которого являются физические лица. Значительная доля нелегальной алкогольной продукции (около 95 %) завозится в Республику Беларусь с территории Российской Федерации. При этом нелегальная ликеро-водочная продукция имеет презентабельный вид потребительской тары и крайне низкую стоимость. Для придания видимости легальности товара на такие алкогольные напитки часто наносятся поддельные федеральные специальные марки Российской Федерации.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование) в рамках своей деятельности совместно с правоохранительными органами проводятся контрольные мероприятия по выявлению и пресечению нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации. По информации Росалкогольрегулирования, в течение 2016 г. только на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, граничащего с Республикой Беларусь, пресечена деятельность нескольких нелегальных производств алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными и акцизными марками с признаками подделки. В ходе проведения мероприятий изъято из оборота более 1,5 млн. бутылок поддельной водки с наименованиями, изымаемыми из нелегального оборота в Республике Беларусь.

Информация о выявлении нелегальных производств на территории России регулярно размещается на сайте Росалкогольрегулирования. Например, «2 ноября представители Росалкогольрегулирования совместно с сотрудниками ГУЭБиПК МВД России провели контрольные мероприятия на территории Тульской области. В ходе проверки в с. Селиваново Щекинского района установлен факт незаконного производства алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками (ФСМ). В складских и производственных помещениях обнаружены автоматическая линия розлива, 13 тысяч бутылок водки, 48 тысяч поддельных ФСМ, 27 тысяч литров спиртосодержащей жидкости, а также грузовой автомобиль, оборудованный скрытой емкостью для перевозки спирта объемом 20 тысяч литров» (http://fsrar.ru/news/view/?id=1666).

В Российской Федерации ведется работа, направленная на качественное изменение ситуации на алкогольном рынке. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р утвержден план («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. Одним из мероприятий этого плана предусмотрено в 2016 г. усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза.

Употребление физическими лицами алкогольных напитков неизвестного происхождения оказывает негативное влияние на их здоровье. Риск причинения физиологического вреда организму (отравления, появления нового заболевания, обострение имеющегося заболевания), утраты здоровья, снижения продолжительности жизни в таких случаях существенно возрастает. При этом вред, нанесенный здоровью, может проявиться не сразу, а по мере накопления вредных веществ в достаточной для этого концентрации.

справочно
По данным Федеральной службы государственной статистики, количество умерших от случайных отравлений алкоголем в Российской Федерации в 2015 г. составило 9 557 человек, в 2014 г. — 9 722 человека.

По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в республике наблюдается снижение случаев смертности от отравлений алкогольными напитками на 7,5 %: за 2015 г. — 1 489 человек, за 2014 г. — 1 610 человек. Однако отмечается рост смертей, связанных с употреблением некачественного алкоголя. По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в 2015 г. только от отравления суррогатами алкоголя умерло 114 человек, что на 22,5 % больше, чем в 2014 г., и на 80,9 % больше, чем в 2013 г. За 9 месяцев количество умерших от отравлений суррогатами алкоголя составило уже 94 человека.

Высокий уровень смертности населения, в том числе от отравления суррогатным алкоголем, является угрозой для государства и общества в целом. Чрезмерное употребление алкогольных напитков, а тем более употребление алкогольных напитков неизвестного происхождения, представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья населения. Граждане, употребляющие суррогатный, фальсифицированный (контрафактный) алкоголь, алкоголь, приобретенный на нелегальном рынке, подвергают себя большему риску причинения вреда организму (отравление, утрата здоровья, снижение продолжительности жизни, смерть).

Ред. Посмитюха Л.П./195

Опубликовано в журнале "Налоги Беларуси"  №43.

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности