Главная Комментарии

КОММЕНТАРИЙ к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.05.2014 № 489/7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

09.06.2014
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.05.2014 № 489/7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 489/7) принято, помимо прочего, в целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа, а также приведения в соответствие терминов, используемых в законодательстве, регулирующим вопросы торговли и общественного питания.

Постановлением № 489/7 предусматривается исключение пороговых значений выручки для обязательной установки платежных терминалов и введение поэтапности оснащения объектов торговли и услуг платежными терминалами. Данные меры будут способствовать вовлечению в сферу безналичных расчетов за товары и услуги большего количества объектов торговли и услуг, а поэтапность оснащения объектов торговли и услуг платежными терминалами позволит избежать одномоментного повышенного спроса на платежные терминалы со стороны субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю, выполняющих работы, оказывающих услуги населению.

Согласно норм постановления № 489/7 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить наличие платежных терминалов, обеспечивающих в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы ”БЕЛКАРТ“, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах, определенных в приложении 1 к постановлению № 489/7, в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также деятельность в сфере игорного бизнеса:
- будут начаты после 22 июля 2014 года – до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса;
- в которых деятельность осуществлялась в течение 2013 года и размер полученной выручки за указанный год по каждому объекту составил более 7500 базовых величин, по объекту системы потребительской кооперации – более 15000 базовых величин, объекту бытового обслуживания населения – более 3750 базовых величин – с 1 января 2015 г.;
- в которых деятельность осуществляется и платежные терминалы не установлены, за исключением объектов, указанных выше:
с 1 июля 2015 г. – в городах областного подчинения и г.Минске;
с 1 января 2016 г. – в городах районного подчинения;
с 1 июля 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь.

При этом количество устанавливаемых в объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в них единиц кассового оборудования. В отношении игорных заведений необходимо установить один платежный терминал в таком заведении.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время внедряется более современное и дешевое по сравнению с применяемыми в настоящее время платежными терминалами оборудование, используемое для безналичных расчетов.

Справочно: В Республике Беларусь разработано и внедрено в промышленную эксплуатацию специальное устройство – терминал «ГандлярОК» с соответствующим сервисом, обеспечивающее прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa, MasterCard и Maestro, эмитированные ОАО «АСБ Беларусбанк» и другими банками, а также проводится работа по возможности приема к оплате банковских платежных карточек платежной системы БЕЛКАРТ. Учитывая низкую общую стоимость такого терминала (в 3 и более раза ниже по сравнению с обычным платежным терминалом) и возможность его использования в небольших объектах торговли и сервиса, на рынках, при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место и т.п., данное решение позволит вовлечь в сферу безналичных расчетов посредством банковских платежных карточек значительное количество объектов торговли и сферы услуг, где установка стационарных платежных терминалов является затруднительной либо коммерчески неэффективной.

Также постановлением № 489/7 с 22 июля 2014 г. предусматривается расширение перечня объектов торговли и услуг, подлежащих оснащению платежными терминалами. Так, перечень таких объектов расширяется:
- всеми павильонами и киосками;
- железнодорожными станциями (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи);
- санаториями, домами (базами) отдыха, оздоровительными центрами (комплексами);
- автомобилями-такси;
- диагностическими станциями, осуществляющими технический осмотр транспортных средств.

Расширение данного перечня позволит дополнительно обеспечить возможность населению производить расчеты за товары и услуги банковскими платежными карточками в вышеназванных объектах.

Кроме того, постановлением № 489/7 с 1 февраля 2016 года из перечня случаев, когда прием наличных денежных средств субъектами хозяйствования может осуществляться без использования кассового оборудования, исключается такой вид деятельности, как деятельность по продаже билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки). Для данной сферы деятельности в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, включены автономные и системные портативные кассовые суммирующие аппараты, которые могут работать в автономном режиме, то есть без необходимости подключения их к электросети. Портативность моделей позволяет использовать данное кассовое оборудование при осуществлении деятельности вне основного места нахождения субъекта хозяйствования длительное время и выдавать платежный документ при приеме наличных денежных средств.

Принимая во внимание, что в объектах общественного питания, расположенных в средних школах-училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, производится обслуживание, как правило, таких же учащихся, как и в учреждениях общего среднего образования, то есть учащихся, являющихся несовершеннолетними и не получающих заработную плату, находящихся на полном государственном обеспечении и не имеющих электронных средств оплаты, такие объекты общепита включены в перечень случаев, когда прием наличных денежных средств может осуществляться без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов).
Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности