Главная Комментарии

КОММЕНТАРИЙ к Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров»

31.12.2020
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 29 декабря 2020 г. подписал Указ № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее — Указ).

Указ разработан в целях реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Соглашение), подписанного членами Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2019 г. в г. Нур-Султане, а также для принятия дополнительных мер по развитию в республике электронного документооборота, предотвращению «серого» импорта товаров, повышению прозрачности движения товаров на территории Республики Беларусь и за ее пределы, и, как следствие, увеличения платежей в бюджет.

Данный документ предусматривает создание системы прослеживаемости товаров, под которой понимается информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров, внедрение которой предусмотрено Соглашением.

Указом предусматривается введение обязанности для субъектов хозяйствования (организаций и индивидуальных предпринимателей) по созданию товарно-транспортных и (или) товарных накладных только в виде электронных документов и (или) других электронных документов, созданных в случаях и порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, при осуществлении операций, связанных с оборотом отдельных групп товаров, перечни которых будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.

Под операциями, связанными с оборотом товаров, понимаются:

  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС);
  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения[1], подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств — членов ЕАЭС;
  • использование в производстве и (или) транспортировка[2]товаров.

Для функционирования системы прослеживаемости товаров сбор, учет, хранение и обработка сведений осуществляются в программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее — ПК СПТ) АИС «Расчет налогов», владельцем и оператором которой является Министерство по налогам и сборам.

Механизм функционирования системы прослеживаемости будет построен на следующих подходах.

1. Источниками получения информации о товарах, ввезенных либо произведенных субъектами хозяйствования, будут являться:

·  информация Государственного таможенного комитета (в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);

·  информация реализующих организаций[3](в отношении товаров, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства);

·  сведения субъектов хозяйствования о ввезенных с территории других государств — членов ЕАЭС товарах;

·  сведения субъектов хозяйствования о произведенных товарах (в отношении товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости);

·  сведения субъектов хозяйствования об остатках товаров, образовавшихся на дату введения прослеживаемости (в случаях, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь).

2. При отгрузке товаров, включенных в перечни товаров, субъектам хозяйствования необходимо будет оформлять товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность. При этом товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов должны будут оформляться, если грузополучателем будут выступать субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели), признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь. Учитывая, что в настоящее время между Республикой Беларусь и другими государствами не реализован электронный документооборот юридически значимыми документами (в том числе товаросопроводительными документами), в случае осуществления операции перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости в другие государства, субъекты хозяйствования будут создавать и направлять EDI-провайдеру электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, содержащее сведения о грузополучателе — нерезиденте Республики Беларусь и сопроводительных документах, которое будет являться основанием для отражения такой операции в системе прослеживаемости.

3. При поступлении от субъектов хозяйствования электронных накладных, содержащих сведения о прослеживаемых товарах, EDI-провайдеры будут обязаны осуществлять проверку на предмет наличия у субъекта хозяйствования заявленного количества перемещаемых товаров со сведениями, имеющимися в ПК СПТ, а также передавать созданные электронные накладные в указанную систему. В случае несоответствия сведений, указанных субъектом хозяйствования в электронной накладной, сведениям, содержащимся в ПК СПТ, такие накладные будут отклоняться EDI-провайдером, а субъекту хозяйствования направляться соответствующее уведомление.

Система прослеживаемости товаров базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий. Обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по использованию электронных накладных могут быть неисполнимы по причинам, от них не зависящим, например, в связи с неисправностью информационных систем Министерства по налогам и сборам, и (или) общегосударственной автоматизированной информационной системы, и (или) государственного таможенного комитета, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе сетей электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, отключением электроэнергии. В таких случаях оборот прослеживаемых товаров осуществляется с использованием товарно-транспортной накладной или товарной накладной, составленных на бумажных носителях, с последующей передачей сведений о прослеживаемых товарах в систему прослеживаемости.

Указ вступает в силу с 1 июля 2021 г.



[1] За исключением отгрузки и (или) передачи товаров на хранение в случаях и порядке, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».

[2] За исключением движения (перемещения) товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), выполняемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки.

[3] Термин «реализующие организации» имеет значение, определенное в пункте 2 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».