Главное управление контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров (далее – главное управление) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС).
Главное управление состоит из трех управлений:
- управление контроля подакцизных товаров;
- управление электронных систем контроля реализации товаров;
- управление лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса.
Основными задачами главного управления являются:
1. контроль за соблюдением:
1.1. налогового законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров;
1.2. законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (далее – алкогольная продукция), табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, об обращении нефтяного жидкого топлива;
2. реализация мер государственной политики в сфере игорного бизнеса, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере;
3. осуществление лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса;
4. контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности;
5. методологическое и организационное обеспечение:
5.1. контроля за соблюдением налогового законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров;
5.2. контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса, соблюдения законодательства при осуществлении этой деятельности;
5.3. применения законодательства по вопросам:
5.3.1. осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
5.3.2. порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и использования кассового оборудования;
5.3.3. маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
6. организация и методологическое руководство работами по:
6.1. созданию и внедрению электронных систем контроля реализации товаров;
6.2. формированию и ведению:
6.2.1. электронного банка данных документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД);
6.2.2. баз данных, содержащих сведения о зарегистрированном в инспекциях МНС и снятом с регистрации кассовом оборудовании (АИС «Учет кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем»), объектов налогообложения в сфере игорного бизнеса (АИС «Игорный бизнес»), сведений, указываемых в декларациях объемов производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий (АРМ «Декларации - алкоголь», АРМ «Декларации - табак»);
7. выявление, пресечение способов уклонения от налогообложения подакцизных товаров, подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях их устранения;
8. обеспечение соблюдения инспекциями МНС требований законодательства и повышение эффективности их деятельности по вопросам, входящим в компетенцию главного управления;
9. разработка нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
В соответствии с возложенными задачами главное управление осуществляет следующие функции:
1. контроль за соблюдением налогового законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров, а также законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, об обращении нефтяного жидкого топлива;
2. контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности;
3. лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;
4. ведение реестра лицензий на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
5. согласование правил организации и проведения азартных игр, за исключением игр на игровых автоматах, разрабатываемых организаторами азартных игр;
6. организует деятельность инспекций МНС по:
6.1. контролю за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
6.2. контролю за соблюдением налогового законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров;
6.3. контролю за деятельностью в сфере игорного бизнеса, соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности;
6.4. контролю за соблюдением законодательства в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
6.5. ведению и использованию ЭБД, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
6.6. регистрации кассового оборудования, квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, объектов налогообложения в сфере игорного бизнеса;
7. изучает и анализирует:
7.1. складывающуюся ситуацию на рынке производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, иных подакцизных товаров, вырабатывает предложения по вопросам усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по данным вопросам, подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в указанных сферах экономики;
7.2. складывающуюся ситуацию в сфере игорного бизнеса, обобщает практику применения законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, вырабатывает предложения о совершенствовании государственного регулирования и контроля в сфере игорного бизнеса, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере;
7.3. отчетные данные, результаты проверок, проводимых налоговыми органами, и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС по вопросам, входящим в компетенцию главного управления;
8. осуществляет мероприятия по созданию и внедрению электронных систем контроля реализации товаров (работ, услуг);
9. в пределах компетенции главного управления оказывает инспекциям МНС методическую и практическую помощь в организации их работы по применению законодательства, распространяет положительный опыт применения инспекциями МНС законодательства, организации их работы;
10. осуществляет контроль за соблюдением инспекциями МНС законодательства по вопросам, входящим в компетенцию главного управления;
11. рассматривает предложения иных структурных подразделений МНС, подведомственных инспекций, плательщиков по совершенствованию законодательства по вопросам, входящим в компетенцию главного управления, и представляет их Министру, заместителю Министра – куратору главного управления со своим заключением;
12. разрабатывает (участвует в разработке) нормативные(ых) правовые(ых) акты(ов) по вопросам, входящим в компетенцию главного управления, формы отчетности;
13. разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС по вопросам, входящим в компетенцию главного управления;
14. рассматривает в пределах своей компетенции обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также в случае ненадлежащего рассмотрения подведомственными инспекциями МНС обращений готовит по результатам рассмотрения обращений предписания о надлежащем решении этих вопросов, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов, и представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
15. разъясняет законодательство по вопросам, входящим в компетенцию главного управления;
16. в пределах своей компетенции участвует в работе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников инспекций МНС;
17. ведет в установленном порядке делопроизводство и осуществляет хранение документов;
18. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь, приказами, распоряжениями и указаниями Министра.