Главная Система электронного декларирования Новости СЭД

Новости СЭД

О некоторых вопросах по организации электронного документооборота с плательщиками (письмо МНС от 02.12.2011 № 6-17/ 711)

В целях развития новых форм взаимодействия налоговых органов с плательщиками разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Расчет налогов», обеспечивающая электронный документооборот с плательщиками. Функционирование данной системы направлено на упрощение процедур налогового администрирования и создание максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.

Плательщикам – пользователям системы электронного декларирования предоставлено на безвозмездной основе программное обеспечение АРМ-«Плательщик», которое позволяет направлять в налоговые органы следующие документы в электронном виде:

налоговые декларации в соответствии с формами, утвержденными нормативными правовыми актами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС);

заявления о выдачи справки о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом, переносе срока проведения плановой проверки, зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, а также о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

уведомления о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), открытии или закрытии счета в банке за пределами Республики Беларусь (для белорусской организации), изменении места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя), создании (ликвидации) обособленных подразделений организации.

В ответ налоговые органы направляют в электронном виде в установленные законодательством сроки:

сообщения о приеме налоговых деклараций (расчетов) (без ошибок либо с ошибками);

сообщения о проведении либо отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

сообщения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

решения о переходе либо отказе в переходе на упрощенную систему налогообложения, возможности применения либо отказе в применении организацией единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, а также о переносе либо отказе в переносе срока проведения налоговым органом плановой проверки субъекта.

При получении от плательщика электронного заявления о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, уведомление о принятом решении о зачете (возврате) сумм косвенных налогов осуществляется налоговым органом посредством направления сообщения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в котором указывается номер и дата принятого такого решения.

Формы вышеназванных документов утверждены приказом МНС от 06.10.2010 № 82 «Об утверждении примерных форм документов» (далее – приказ № 82).

Кроме того, в настоящее время плательщикам предоставлена возможность направления в электронном виде в налоговый орган запроса о разъяснении налогового законодательства, о состоянии расчетов с бюджетом, а также о получении иной информации (далее – запрос в произвольной форме).

Для формирования такого запроса плательщик должен выбрать в пункте меню «Заявления» позицию Запрос/ответ в свободной форме, набрать и сохранить в окне «Текст запрос/ответ» текст запроса либо сведения, которые он считает необходимым направить в налоговый орган. Для подписания электронной цифровой подписью запроса в произвольной форме и направления его в налоговый орган плательщику в меню «Окно» необходимо выбрать пункт «Заявления», найти сформированный документ, указать месяц его формирования в вертикальном меню и активизировать кнопки «Подписать» и «Отправить».

Налоговый орган, получивший от плательщика вышеназванный электронный документ, направляет плательщику ответ, подготовленный в электронном виде в окне Запрос/Ответ АРМ - «Инспектор».

Не допускается обязывать плательщика, направившего в налоговый орган электронный документ, дополнительно представлять его на бумажном носителе либо приглашать в налоговый орган для ознакомления о принятом решении.

До 1 января 2012 года, плательщику будет представлена новая версия АРМ-«Плательщик», позволяющая в режиме запроса в произвольной форме присоединить заранее подготовленный файл в форме Exel-таблицы либо в текстовом редакторе Word (заявления о составлении справок о постоянном месте пребывания белорусских налоговых резидентов на территории РБ – во избежание двойного налогообложения; заявления для составления справок о подтверждении удержанного налога - в отношении дохода иностранных лиц из источников Республики Беларусь; отчеты об использовании акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков; декларации о производстве и обороте алкогольной и табачной продукции и др.), подписать его электронно-цифровой подписью и направить на портал МНС.

Одновременно, инспекции МНС получат возможность при подготовке ответа на запрос плательщика, полученный в электронном виде в произвольной форме, направлять в ответ сообщение, к которому прикреплен файл, сформированный в учетной системе (выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней; сообщение о приеме от плательщика электронного документа).

Обращаем также внимание на необходимость информирования плательщиков о том, что электронные документы, формы которых утверждены приказом № 82 и нормативными правовыми актами МНС, не могут быть направлены в налоговые органы с использованием запроса в свободной форме в формате произвольных Exel-таблиц и в текстовом редакторе Word в связи с невозможностью автоматизированной загрузки в учетную систему МНС информации неопределенной структуры.


Заместитель Министра Э. А. Селицкая