Главная Репортажи

Как бороться с серыми СТО?

05.11.2014
А можно ли считать тунеядцами, например, работников серых СТО? Конечно, мы все понимаем, что они трудятся не покладая рук. Но по бумагам как? Ведь пенсию потом будут считать не со слов: "Я трудился, вы просто не видели!"

Наш корреспондент Антонина Станкевич попыталась разобраться в проблеме тех, кого называют экономическими призраками.


Платит налоги, а потому смело дает рекламу в СМИ и Интернете. Не говорим уже про здоровый сон. С середины лета индивидуальный предприниматель Валентин Шпаковский работает по новым правилам. Шиномонтажный комплекс, который размещался в двух гаражах, теперь официально зарегистрирован, здесь работают три человека: именно столько законы позволяют нанимать людей предпринимателям - впрочем, больше и не надо. Единый налог чуть больше миллиона вполне подъемен для небольшого, но стабильного бизнеса. Правда, не скрывает мужчина, чтобы легализоваться, пришлось повозиться и потратиться, чтобы соблюсти все предписания санитарных врачей, пожарных и других служб. 

Впрочем, далеко не все следуют такому примеру. Председатель этого гаражного кооператива рассказывает: то и дело на территорию въезжают машины "к брату, свату, куму". Не пустить права не имеют. Но когда такое случается с завидным постоянством, а "родственники" каждый раз разные, приходится принимать меры.

Необходимость что-то делать с нелегальными СТО, которые располагаются в гаражных массивах, назрела давно. Два года назад определились с едиными правилами. Мастерам нужно зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, оформить лицензию, если она требуется, согласовать режим работы с администрацией района и работать дальше. Вот только пожелали легализоваться в столице единицы - хватит пальцев на двух руках. 

Сотрудники налоговой инспекции Дмитрий и Александр, собираясь в очередной рейд, объясняют: какой именно гаражный массив выбрать - неважно. Нелегальные СТО есть везде. Вот только найти их и, самое главное, доказать факт получения дохода крайне сложно. 

Обычно во время таких рейдов удается словить одного, максимум двух нарушителей. Однако не потому, что их столько, а потому, что слух о том, что в гаражном кооперативе проверка, разлетается с молниеносной скоростью, и уже через несколько минут гаражи закрываются, и обстановка напоминает Сахару, где никого и ничего нет.

Впрочем, для специалистов есть свои признаки, по которым с точностью до 90% можно установить, что именно здесь располагается нелегальная СТО. А вот и такой гараж. Горит свет, за железной дверью слышен характерный шум. В гараже - "Крайслер". Инспекторы предупреждают: сейчас пойдет история про старую дружбу и оказание услуг на безвозмездной основе. Но некоторые приметы говорят, что здесь оказывают помощь не только старым друзьям.

Сотрудники налоговой объясняют: самое сложное в таких проверках - доказать что-то. Даже действенный метод контрольной закупки не помогает. Автомастера - стреляные воробьи и на уловки инспекторов попадают нечасто. 

Почему же владельцы гаражей не хотят узаконивать свой бизнес, вопрос открытый. Сотрудники налоговой утверждают: вопрос даже не в том, что нужно платить. Единый налог составляет чуть больше миллиона - вполне посильная сумма. Достаточно жесткие технические требования к гаражу и сложные согласования - этим свою позицию нередко объясняют те, кто по-прежнему предпочитает оставаться в тени.