Чего требуют реалии? Бизнес и власть ищут для своего партнерства новые формы
На площадке Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) прошла дискуссия на тему «Предпринимательская среда в новых правовых реалиях». Организаторы назвали мероприятие семинаром, но по характеру диалога, состоявшегося между экспертами, происходившее здесь напоминало скорее заседание круглого стола: каждый имел возможность высказаться по существу заявленной темы. Как было обещано, это первый семинар из серии мероприятий, запланированных с целью всестороннего анализа перспектив развития предпринимательства — микро- и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей.
Участие в обсуждении вопросов, касающихся предпринимательской деятельности, приняли директор БИСИ Олег Макаров, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь Скринников, заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Ирина Бабаченок, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) Мария Карась, генеральный директор ОАО «Агентство внешнеэкономической деятельности» Андрей Мицкевич, председатель Высшего Координационного Совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток, директор аналитического центра «Актуальная концепция», политолог Александр Шпаковский и эксперты БИСИ.
Состав экспертов, приглашенных на площадку БИСИ, позволил выслушать одновременно и представителей органов государственного управления, и руководителей бизнес-объединений. Соприкосновение разных позиций если не привело к выработке окончательных решений, то дало возможность понять, каким может быть новый формат взаимодействия власти и бизнеса — субъектов, которые создают институциональную среду и которые в ней работают.
Дискуссия была посвящена в том числе вопросам налогообложения субъектов предпринимательства. Как заметил еще в самом начале мероприятия Андрей Копыток, Республиканская конфедерация предпринимательства всегда очень внимательно наблюдает за мерами в части налогообложения, поскольку повышение налоговой нагрузки практически во всех случаях влечет в дальнейшем повышение цен на услуги, которые оказывают предприниматели, и товары, которые они продают. А это, в свою очередь, «начинает отображаться на простом народе».
В то же время Андрей Копыток считает необходимым анализировать влияние на предпринимательскую среду не только условий налогообложения, но совокупности факторов, воздействующих на бизнес. Он пояснил сказанное на примере с международными автомобильными перевозчиками: образование очередей на границе и вызванные этим снижение грузооборота, невозможность работать с прежней эффективностью вполне предсказуемо обостряют для транспортных операторов вопрос о налоговой нагрузке, в то время как при нормальных условиях функционирования этого рынка он бы, скорее всего, не возник. Поэтому условия функционирования и возможности для развития того или иного сектора бизнеса следует, по его мнению, рассматривать комплексно.
Точно так же, взвешенно, как отметил Андрей Копыток, необходимо обсуждать вопросы о переходе индивидуальных предпринимателей в категорию самозанятых либо о поддержке тех индивидуальных предпринимателей, которые намерены развивать свой бизнес до уровня микро- и малых организаций. Для этого, кроме всего, требуется большая разъяснительная работа на местах, с тем чтобы объяснить ИП, как будут реализованы принятые меры. Пока, как констатировал эксперт, «мы не видим реальной угрозы и спада активности бизнеса». Вместе с тем, как позже будет им сказано, предпринимателей необходимо активнее и шире информировать о тех возможностях для развития, которые создаются и постоянно актуализируются в Беларуси. Ведь если предприниматели не знают о созданных и работающих программах и проектах, то это все равно что этих программ и проектов нет.
Республиканская конфедерация предпринимательства намерена поддерживать малый бизнес на всех уровнях его развития. Как подчеркнул Андрей Копыток, «эти люди обеспечивают свои семьи, что особенно важно, многие из них работают в регионах, где есть проблемы с занятостью, создают на местах рабочие места и сами занимаются любимым делом. Уже хотя бы поэтому такая форма бизнеса имеет право на существование. Ее просто следует направить в нужное русло и не мешать развиваться, вмешиваясь корректно и осторожно, без резких движений».
Логичным продолжением стали слова заместителя директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Ирины Бабаченок, рассказавшей о работе, которая проводится для снижения административной нагрузки на бизнес. Сам предпринимательский сектор, к слову, она назвала одним из основных драйверов развития экономики. «В прошлом году с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 года № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» началась масштабная реформа в области государственных услуг для бизнеса. Мы называем их административными процедурами».
При этом, как заметила Ирина Бабаченок, изменение подходов к осуществлению административных процедур стоит рассматривать как инфраструктурный инструмент развития бизнеса. В прошлом году было создано 9 рабочих групп по различным отраслям и сферам, которые затрагивают административные процедуры. В них вошло более 300 человек, среди которых представители госорганов, научных кругов, бизнес-сообщества. С ноября 2021 г. по январь 2022 г. было рассмотрено 504 административные процедуры, а это 40 % от существующих, приняты принципиальные решения по оптимизации 387 процедур. И это только первый этап реформы, а всего таких этапов будет три...
При этом представитель Департамента по предпринимательству выразила надежду на то, что такой процесс (по совершенствованию условий предпринимательской деятельности) приобретет обоюдный характер: «…если государство готово ослабить рычаги регулирования, то мы рассчитываем на релевантный отклик в виде добросовестного соблюдения требований законодательства».
Заместитель директора Департамента по предпринимательству отметила очевидный качественный рост предпринимательского сектора: «Как свидетельствуют оперативные данные МНС, несмотря на некоторое снижение количества субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса до 372 тысяч, поступления от них в бюджет в 2021 году выросли на 21,5 процента к уровню 2020-го. А значит, сектор развивается и повышает качество своей работы».
О позиции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) в отношении обсуждавшихся вопросов рассказал Игорь Скринников. Налоговая служба, по его замечанию, являясь по сути администратором отношений в области налогообложения, всегда находится на «переднем рубеже» работы с плательщиками самых разных категорий, в том числе с микро- и малым бизнесом, и потому может довольно объективно и аргументированно судить о многих процессах, происходящих в предпринимательской среде.
Заместитель Министра по налогам и сборам согласился с прозвучавшим мнением о том, что, вероятно, сегодня действительно присутствует некоторая неопределенность в бизнес-среде в связи с изменением условий работы субъектов предпринимательства, в частности индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем Игорь Скринников объяснил причины происходящего сегодня: «За эти годы (возьмем, к примеру, последние десять лет) государство либерализировало, создало максимально удобные условия для развития микро- и малого бизнеса. Однако применение широкого спектра различных режимов налогообложения привело к тому, что в стране одними и теми же видами деятельности могли заниматься разные категории плательщиков, причем с разной налоговой нагрузкой (у одних категорий плательщиков она в разы отличалась от той, что имели иные категории плательщиков). И стратегия МНС заключается в том, чтобы создать условия, которые исключат возможную недобросовестную налоговую конкуренцию. Не должны в рамках одних и тех же видов деятельности пересекаться условия налогообложения и экономические интересы разных категорий плательщиков — самозанятых, индивидуальных предпринимателей, микробизнеса и так далее…»
В ходе семинара обсуждались также вопросы о роли идеологической составляющей для развития взаимодействия между властью и бизнесом и др. Организаторы семинара обещали продолжение дискуссии, а значит, будем следить за ее развитием.