Главная Трансфертное ценообразование Методы, используемые для определения рыночных цен

Методы, используемые для определения рыночных цен

Методы определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Для определения корректировок налоговой базы по налогу на прибыль налоговым органом и плательщиком (в случае самостоятельной корректировки) применяются следующие методы, установленные статьей 30-1 Кодекса:

метод сопоставимых рыночных цен. В соответствии с указанным методом цены, примененные плательщиком, сравниваются с имеющейся информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), примененные в проверяемом налоговом периоде другими плательщиками, которые не являются взаимозависимыми по отношению к проверяемому плательщику. В качестве рыночной цены принимается в случае реализации товаров (работ, услуг) минимальное (в случае приобретения - максимальное) значение цены в диапазоне рыночных цен (во внимание принимается не менее двух цен), примененных другими организациями в сопоставимых сделках, сведениями о которых располагает соответственно налоговый орган или плательщик;

метод цены последующей реализации. Применяется к случаям, когда имеется факт последующей реализации товара покупателем далее другому лицу приобретенного в анализируемой сделке. Основанием для сравнения является наценка примененная покупателем при перепродаже (информация о факте перепродажи предоставляется налоговому органу плательщиком (при наличии у него такой информации), по результатам встречной проверки либо иностранным налоговым органом на основании запроса; плательщик в целях получения данных о перепродаже вправе запросить ее у покупателя). Рыночная цена рассчитывается как разность цены перепродажи покупателя и суммы затрат покупателя на перепродажу и обычной прибыли при перепродаже.

затратный метод предполагает расчет рыночной цены исходя из суммы произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). В качестве затрат для расчета рыночной цены учитываются обычные косвенные и прямые затраты продавца, применяемые в сделках, аналогичных анализируемой. Для того, чтобы определить обычную для данной деятельности прибыль (рентабельность), во внимание принимается обычная прибыль (рентабельность) иных организаций при осуществлении ими такой же деятельности (при отсутствии данных о сделках иных организаций во внимание может также приниматься обычная прибыль (рентабельность) данной организации при осуществлении ею иных сделок с невзаимозависимыми лицами по сопоставимой деятельности);

метод сопоставимой рентабельности введен с 2015 года и заключается в сопоставлении показателей рентабельности, сложившихся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки с аналогичными показателями рентабельности других организаций, занимающихся сопоставимой деятельностью.

При применении данного метода используются различные показатели рентабельности, наиболее подходящие для конкретной контролируемой сделки (валовая рентабельность; валовая рентабельность затрат; рентабельность реализации; рентабельность затрат, рентабельность управленческих расходов и расходов на реализацию, рентабельность активов и другие показатели рентабельности, если их использование является экономически обоснованным с учетом всех обстоятельств контролируемой сделки). Значения показателей рентабельности определяются на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Метод распределения прибыли введен с 2016 года и используется в случае невозможности использования предыдущих методов.

Метод распределения прибыли может использоваться, но не исключительно, в случаях:
наличия взаимосвязи между проверяемыми сделками и другими сделками, которые осуществляются сторонами анализируемой сделки и связанными с ними лицами;

применения сторонами проверяемых сделок имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки (сделок), полученной ими совокупной прибыли с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

Суть метода состоит в определении и наделении каждого участника анализируемой сделки, частью от общей прибыли, полученной от этой сделки, которую бы он получил при осуществлении сделок на рыночной основе с не взаимозависимыми лицами.

Справочно: более полное описание каждого метода дано в статье 30-1 НК.

Применение каждого последующего метода осуществляется, когда недостаточно доказательной базы по предыдущему методу, или же доказательная база по последующему методу более приближена (аргументирована) к рассматриваемой сделке.