Главная Публикации

Платить или не платить налоги

28.09.2020
neg.by 

Текущая ситуация в стране волнует практически каждого, и сегодня в различных сферах бизнеса активно обсуждаются вопросы, платить или не платить налоги.

Если крупный бизнес обладает как внутренним штатом специалистов (юристы, бухгалтеры), так и возможностью использовать внешних налоговых консультантов и аудиторов, то малый и средний бизнес, как правило, пытается разобраться в ситуации самостоятельно.

Оставим в стороне эмоции, связанные с текущей ситуацией в белорусском обществе, и обратимся к фактам и нормам действующего законодательства.

Остановимся на пяти фактах, которые помогут принять взвешенное решение, отвечая на вопрос, платить или не платить текущие налоги.

 

Факт 1

Обязанность плательщика подать декларацию (расчет) по соответствующим налогам, сборам в определенный срок установлена НК

Налоговые обязательства определяются самим плательщиком ежемесячно либо ежеквартально и отражаются в налоговых декларациях (расчетах), которые плательщик обязан представить в налоговый орган в строго установленный срок (ст. 40 НК).

Как правило, это 20-е число месяца, следующего за отчетным, или месяца, следующего за соответствующим кварталом (ст.ст. 136, 186 НК).

Налоговые декларации подаются в большинстве случаев в электронном виде посредством электронного сервиса e-declaration.

Налоговые декларации (расчеты) по установленным формам в виде электронного документа обязаны представить:

  • плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Белстатом;
  • плательщики налога на добавленную стоимость (п. 4 ст. 40 НК).

Если представление декларации (расчета) невозможно в связи с недоступностью портала МНС, являющегося информационным ресурсом министерства, единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (в т.ч. из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов порталов, ошибками программного обеспечения порталов, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с этими порталами, включая недостаточность ширины каналов связи с ними, невозможностью подписать налоговую декларацию (расчет) в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой связи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком электронной цифровой подписи, то срок представления налоговой декларации (расчета) продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым организация не может ее представить.

Обратите внимание! Если по вышеуказанным причинам плательщик не может подать налоговую декларацию в электронном виде, то декларация подается в письменной форме (ч. 3 п. 4 ст. 40 НК).

Следует иметь в виду, что одновременная личная подача деклараций (расчетов) в письменной форме всеми плательщиками в налоговые органы, скорее всего, создаст очереди и затруднит подачу деклараций (расчетов) в установленный срок. При этом обязанность подать декларацию в установленные сроки сохраняется.

Одним из законных способов подачи декларации (расчета) в установленный срок является направление почтой не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Соответственно плательщик может до 24.00 20-го числа направить декларацию посредством почтового отправления в налоговые органы. В данной ситуации декларация считается представленной в установленный срок.

 

Факт 2 

Соблюдение плательщиками обязанности представлять декларации (расчеты) в установленный срок обеспечивается мерами административной ответственности

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета)

⇒ при просрочке не более трех рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере (ч. 1 ст. 13.4 КоАП):

  • до одной БВ – на должностное лицо организации;
  • от двух десятых до одной БВ – на индивидуального предпринимателя (ИП).

⇒ при просрочке более трех рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере (ч. 2 ст. 13.4 КоАП):

  • двух БВ с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти БВ – на должностное лицо организации;
  • в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двухБВ – на ИП.
Обратите внимание! Админист­ративная ответственность возникает в отношении должностных лиц организации и ИП. В отношении самой организации административная ответственность не возникает.

 

Факт 3

Своевременное представление налоговых деклараций (расчетов) обеспечивается приостановлением расходных операций по счетам плательщика

В качестве обеспечительной меры своевременного представления плательщиком налоговой декларации (расчета) налоговые органы наделены правом приостановления расходных операций по счетам плательщика (подп. 2.2 п. 2 ст. 56, подп. 1.2. п. 1 ст. 107 НК).

Обратите внимание! В отношении нормы подп. 2.2. п. 2 ст. 56 НК не применяются основания, по которым налоговый орган может сразу не приостанавливать расходные операции по счетам плательщика, как это предусмотрено подп. 2.1 п. 2 этой же статьи НК.

Это означает, что даже если плательщик всегда вовремя подавал налоговые декларации (расчеты), то этот факт никак не повлияет на решение налоговых органов о приостановлении расходных операций по счетам в конкретный момент неисполнения обязанности.

 

Факт 4

Сроки уплаты соответствующих налогов, сборов, пошлин установлены нормами Особенной части НК и обеспечиваются как нормами НК, так и нормами КоАП

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты налогов, сборов установлены нормами ст. 54 НК.

К ним относятся:

  • пени;
  • приостановление операций по счетам, электронным кошелькам;
  • арест имущества;
  • залог имущества;
  • поручительство;
  • банковская гарантия.

Пени начинают начисляться со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства. То есть если срок уплаты налога приходится на 22 число месяца, то с 23 числа начисляются пени.

Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (ст. 55 НК).

Расходные операции по счетам плательщика и/или его электронным кошелькамприостанавливаются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа и доводятся до банка не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, и подлежат безус­ловному исполнению банком.

Обратите внимание! Если плательщик в течение шести календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором допущена задолженность:

  • исполнял налоговые обязательства в установленные законодательством сроки, то решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее десяти рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
  • не допускал задолженность на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее пяти рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

 Порядок получения банками из АИС «Взаимодействие» информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков по счетам определяется Совмином (ст. 56 НК)

Обратите внимание! При наличии решения о приостановлении операций плательщика по счетам, электронным кошелькам банки не вправе открывать плательщику счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости – в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (залогодателю, поручителю) (их представителю) или иному лицу с преду­преждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя) принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в виде постановления о наложении ареста на имущество (ст. 57 НК).

Обратите внимание! Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплату пеней, если иное не установлено НК.

В случае наличия у плательщика (залогодателя, поручителя) неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и отсутствия иного имущества, достаточного для обеспечения его исполнения, на такое имущество может быть наложен арест.

Плательщик, своевременно не уплативший налог, сбор, может использовать с согласия налогового органа залог, поручительство или банковскую гарантию в качестве способов обеспечения исполнения налогового обязательства.

 

Факт 5

Своевременная уплата налогов обеспечиваетсямерами административной ответственности

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа (ч. 1 ст. 13.6 КоАП):

  • на ИП в размере 40%от неуплаченной суммы налога, сбора (пош­лины), но не менеедвух БВ;
  • на юридическое лицо – в размере 40%от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десятиБВ;
  • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере отдвух до восьмиБВ (ч. 2 ст. 13.6 КоАП).

***

Подведем итоги

Если 20 числа не подана налоговая декларация (расчет) о текущих налогах, сборах, пошлинах, то:

  • приостанавливаются расходные операции по счетам и электронным кошелькам;
  • применяются меры административной ответственности к должностным лицам и ИП (не применяются к организации).

Если 22 числа не уплачены текущие налоги, то:

  • приостанавливаются расходные операции по счетам и электронным кошелькам;
  • применяются меры административной ответственности по ч. 1 ст. 13.6 КоАП в отношении организации и ИП – 40%;
  • применяются меры административной ответственности в отношении должностного лица организации по ч. 2 ст. 13.6 КоАП – от 2 до 8 БВ.

Если портал МНС недоступен, то налоговую декларацию (расчет) следует представить на бумажном носителе.

Применение мер административной ответственности, установленных как ст. 13.4, так и ст. 13.6 КоАП, будет зависеть от наличия в действиях конкретного плательщика или его должностного лица вины, поскольку вина является важнейшим элементом состава административного правонарушения, без наличия которого отсутствует сам состав.

Обратите внимание! Приостановление расходных операций по счетам и электронным кошелькам плательщиков, которые могут несвоевременно произвести уплату текущих налогов, может быть применено налоговым органом автоматически, после введения данных в базы налогового учета на основании декларации, поданной на бумажном носителе, если к этому моменту налоги не будут уплачены в бюджет.

Автор публикации: Наталья ЗВОРОНО, член правления, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, советник Адвокатского бюро «Горецкий и партнеры»

Ссылка на источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/platit-ili-ne-platit-nalogi