Главная Инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г.Минску ИМНС по Гомельской области Справочник плательщика Вопросы-ответы, разъяснения актов налогового законодательства

Прием наличных денежных средств учреждениями здравоохранения при оказании платных медицинских услуг медико-социальной помощи гражданам пенсионного возраста и инвалидам.

20.12.2019
 Вопрос: Государственное учреждение здравоохранения оказывает платные медицинские услуги медико-социальной помощи гражданам пенсионного возраста и инвалидам. Данная помощь включена в перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», и оплачивается указанными гражданами в размере 80 % от получаемой пенсии. Кроме того, в кассу медицинского учреждения поступают пожертвования от физических лиц. Имеет ли право учреждение здравоохранения принимать указанные платежи без использования кассового оборудования?

Ответ: В соответствии с нормами подпункта 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.

Данный порядок регулируется Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее соответственно — Положение № 924/16, постановление № 924/16).

По общему правилу юридические лица обязаны принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением кассового оборудования.

Вместе с тем пунктом 35 Положения № 924/16 определен закрытый перечень случаев, когда организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования.

При этом оказание медико-социальной помощи пенсионерам и инвалидам в указанном перечне не поименовано.

Таким образом, организация при осуществлении данного вида деятельности обязана принимать наличные денежные средства за оказанные услуги с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, в соответствии со сферой применения (сфера услуг).

В отношении приема пожертвований от физических лиц, вносимых в кассу организации наличными денежными средствами, необходимо руководствоваться следующим.

Нормы постановления № 924/16 регулируют вопросы использования кассового оборудования и платежных терминалов при приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек, в том числе при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 553 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — Гражданский кодекс) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, организациям здравоохранения, учреждениям образования, учреждениям социального обслуживания, иным аналогичным организациям, благотворительным, научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам. На принятие пожертвований чьего-либо разрешения или согласия не требуется (п. 2 ст. 553 Гражданского кодекса). Следовательно, исходя из норм Гражданского кодекса денежные средства, принимаемые от физических лиц в виде добровольных пожертвований, к средствам от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) не относятся и соответственно вопросы порядка приема таких средств постановлением № 924/16 не регулируются.

Учитывая, что кассовое оборудование организации используют при приеме денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, применение кассового оборудования для приема сумм пожертвований не требуется. Кассир должен руководствоваться Инструкцией о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117, и оформлять приходный кассовый ордер на каждый факт приема денежных средств.

 

 

Прием наличных денежных средств при оказании услуг фрахтования транспортных средств для автомобильных перевозок пассажиров

 

Вопрос: Юридическое лицо оказывает услуги фрахтования транспортных средств для автомобильных перевозок пассажиров.

Можно ли при осуществлении данного вида деятельности принимать наличные денежные средства от заказчиков с использованием квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов?

Ответ: Порядок и условия выполнения перевозок пассажиров регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972. Нормами вышеперечисленных нормативных правовых актов регламентированы различные виды автомобильных перевозок пассажиров, в том числе автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, которые могут выполняться:

- по договору перевозки пассажиров автомобилями-такси;

- по договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров.

Пунктом 227 Правил автомобильных перевозок пассажиров установлено, что перевозчик обязан использовать в случаях, предусмотренных актами законодательства, кассовый суммирующий аппарат.

В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь при оказании услуг за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством. Такой порядок приема наличных денежных средств установлен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Пунктом 35 вышеназванного Положения определен закрытый перечень случаев, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования. Осуществление автомобильных перевозок пассажиров в указанном перечне не поименовано.

Таким образом, юридическое лицо при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров по договору фрахтования обязано принимать наличные денежные средства за оказанные услуги с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, в соответствии со сферой применения (сфера услуг).

Справочная информация
Формы документов, предоставляемые плательщиками в налоговые органы
Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром
Лучший плательщик налогов, сборов
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере по состоянию на 31.12.2018 г.
Сведения из Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими
Отраслевой комитет ОО БРСМ МНС
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Перечни и формы ведомственной отчетности