Прослеживаемость товаров

Вниманию субъектов хозяйствования,

осуществляющих операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости

С 1 июля 2021 года в Республике Беларусь вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. №496 «О прослеживаемости товаров», разработанный с целью подтверждения законности оборота товаров, обеспечения экономической безопасности государства, развития электронного документооборота при осуществлении субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности.

Для сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров был разработан программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» (далее — ПК СПТ).

Контакт-центр ПК СПТ

Основным назначением ПК СПТ является контроль за движением отдельных групп прослеживаемых товаров посредством организации автоматизированного технологического процесса, обеспечивающего в режиме реального времени:

  • передачу (сбор), регистрацию, обработку, хранение первичных электронных документов;
  • оперативное предоставление органам государственного управления информации по запросам актуальных сведений об изготовлении, импорте и перемещении по территории Республики Беларусь прослеживаемых групп товаров;
  • оперативное предоставление данных о прослеживаемых группах товаров, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС при трансграничной торговле.

Товары, подлежащие прослеживаемости на данный момент:

шины и покрышки
холодильники и морозильники
велотовары
С 01.10.2025 в перечень включено 36 товарных позиций, в том числе:
обувь
синтетические моющие средства
продукты питания
  • молочные продукты
  • мука пшеничная
  • масло растительное
  • крупы
  • макаронные изделия
  • чай
  • кофе
  • печенье
  • шоколад
  • майонез
бытовая техника
  • стиральные машины
  • бытовые комбайны
  • мультиварки
  • посудомоечные машины
  • микроволновые печи
  • плиты и варочные поверхности
  • пылесосы
  • утюги
  • чайники
  • дрели
  • фены
  • телевизоры

Обязанности, которые возникают у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости:

  • использовать электронные накладные;
  • представлять в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» полные и достоверные сведения;
  • вести количественный учет товаров в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.
Ведение такого учета должно обеспечивать:
  • указание в электронных накладных информации о количестве и стоимости товаров в унифицированных единицах измерения;
  • ведение учета поступления и выбытия товаров в разрезе строк приходных документов, по которым такой товар поступил в распоряжение субъекта хозяйствования согласно сведениям ПК СПТ.
Под операциями, связанными с оборотом товаров, понимаются:
  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);
  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
  • использование в производстве и (или) транспортировка товаров.

Для возможности использовать электронные накладные, подавать сведения в налоговые органы субъект хозяйствования должен:

1
Заключить договор с EDI-провайдером, с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот, и наладить взаимодействие систем
Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на сайте ids.by.
2
Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) (в случае ее отсутствия) для подписания электронных накладных и сведений, передаваемых в налоговые органы
Обращаться в РУП «Национальный центр электронных услуг» (г. Минск, ул. Притыцкого, 64, тел. +375 17 311-30-00) либо в регистрационные центры.
Перечень размещен на сайте nces.by.
3
Идентифицировать имеющийся товар в соответствии с кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору дополнительной таможенной информации
Обращаться к таможенному представителю либо в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения о классификации товара.
Информация о процедуре обращения в адрес Минской центральной таможни за получением предварительного решения о классификации товара размещена на портале таможенных органов Республики Беларусь customs.gov.by.
4
Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции GLN и международный идентификационный номер товара GTIN (в случае их отсутствия)
Обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Бел (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4-й этаж, тел. +375 17 249-09-75).
Прейскурант и пошаговая инструкция размещены на сайте gs1by.by.
5
Внести обязательную информацию о товарах (GTIN) в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» (ePASS) (в случае ее отсутствия)
Обращаться в РУП «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси.
Пошаговый алгоритм регистрации товаров в системе ePASS и пошаговый алгоритм регистрации номера GLN размещены на сайте ids.by.
6
Представить в ИМНС по месту постановки на учет доверенность на должностное лицо организации, подтверждающую право подачи сведений в налоговые органы
(в случае подписания сведений должностным лицом, не являющимся руководителем субъекта хозяйствования)

Представление в ПК СПТ сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости

Способы подачи сведений
с использованием АРМ «Плательщик»
через личный кабинет плательщика
посредством направления на портал МНС xml-файла, подготовленного автоматизированным способом в учетной бухгалтерской программе либо иной информационной системе плательщика
1
Подача сведений об остатках товаров по состоянию на 01.10.2025
Субъект хозяйствования должен:
провести инвентаризацию имеющихся по состоянию на 01.10.2025 остатков товаров, подлежащих прослеживаемости

Инвентаризационная опись составляется в произвольном виде и должна содержать сведения, предусмотренные для подачи сведений об остатках.

подать сведения в виде электронного документа до 01.02.2026, но не позднее начала оборота таких товаров

Сведения могут быть поданы в целом по субъекту хозяйствования или отдельно по каждому месту хранения (реализации) товаров.

В отношении продуктов питания сведения об остатках не подаются.

Оборот остатков таких товаров может осуществляться без использования электронных накладных либо путем составления электронных накладных на добровольной основе.

  • УНП субъекта хозяйствования
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений (дата указывается при каждой передаче любых из сведений, определенных в настоящем приложении)
  • регистрационный номер и дату акта инвентаризации
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения, подлежащую указанию в электронных накладных
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • код страны, с территории которой товары ввезены на территорию Республики Беларусь (в отношении товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, указывается код Республики Беларусь)
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации)
2
Подача сведений о произведенных (в том числе из давальческого сырья (материалов)) товарах

Такие сведения представляются субъектом хозяйствования в виде электронного документа до 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства товаров, но не позднее даты начала их оборота.

  • УНП
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений
  • период, за который передаются сведения
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации), при ее наличии
3
Подача сведений о ввозе товаров из государств-членов ЕАЭС

Такие сведения подаются в виде электронного документа не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня принятия на учет ввезенных с территории иных государств - членов ЕАЭС товаров, но не позднее даты начала их оборота.

  • УНП
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений (дата указывается при каждой передаче любых из сведений, определенных в настоящем приложении)
  • код и наименование страны продавца
  • идентификационный код (номер) продавца
  • наименование продавца
  • код и наименование страны грузоотправителя
  • идентификационный код (номер) грузоотправителя
  • наименование грузоотправителя
  • код транспортного (товаросопроводительного) и (или) иного документа, подтверждающего перемещение товаров (далее — сопроводительный документ)
  • наименование сопроводительного документа
  • регистрационный номер и дату сопроводительного документа
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • регистрационный номер партии товаров (указывается в отношении товаров, ввозимых с территории Российской Федерации при условии указания регистрационного номера партии товаров в сопроводительном документе)
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации)

Алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

Ответы на основные вопросы субъектов хозяйствования

  1. Воспользоваться ЛК плательщика либо АРМ Плательщик.
  2. Зайти в раздел система прослеживаемости.
  3. Сформировать документ "Информация об остатках". Если в документе будет более 500 строк, то сформированный документ будет находиться в разделе "Выполненные запросы". Для нахождения нужного отчета потребуется выбрать период, в котором он был сформирован.
В ПК СПТ доступно представление сведений посредством API. Спецификация открытого API ПК СПТ 4.0 доступна по ссылке.
Тестовый контур есть, инструкция по подключению к тестовому стенду для тестирования представления сведений посредством открытого API ПК СПТ размещается по ссылке.
Доступ к ЛК осуществляется с помощью ЭЦП (lk и iplk).
Адреса для доступа:
https://lkfl.testportal.nalog.gov.by
https://iplk.testportal.nalog.gov.by
Вход осуществляется с использованием ЭЦП через Internet Explorer 11 (MS EDGE), либо через другие браузеры с использованием NTClientSoftware. Дополнительная информация размещается на официальном сайте МНС в разделе «Актуальное» – «Прослеживаемость товаров».
Нет. Нужен XML определенного формата.
Есть. Загружать сведения в виде XML-файла можно как в Личном кабинете плательщика (раздел «Система прослеживаемости – «Выбор формы подачи документа» – «Далее» – «Загрузить документ из XML-файла»), так и в АРМ «Плательщик» (кнопка «Файл» – «Загрузить» – «Загрузить заявление»).
На тестовом стенде можно использовать любую ЭЦП с УНП организации, изданную ГосСУОК