Структура Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Главное управление анализа и учета налогов

Главное управление анализа и учета налогов является структурным подразделением центрального аппарата Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС).
Главное управление состоит из двух управлений:

управление учета и взыскания платежей;

управление анализа и прогнозирования.

Основными задачами главного управления являются:

1. методологическое и организационное обеспечение применения законодательства по вопросам:

1.1. учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных в соответствии с законодательством уплачивать налоги, сборы (пошлины) (далее – налоги) в бюджет (далее – плательщики), а также причитающихся к уплате и фактически уплаченных (взысканных) налогов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, контроль за уплатой которых возложен на налоговые органы (далее – учет налогов);

1.2. применения способов обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней и мер принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов;

1.3. учета изъятого, арестованного налоговыми органами имущества, подлежащего обращению в доход государства, либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (далее – имущество должника);

1.4. осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации или иного использования имущества, обращенного в доход государства, и имущества должника, а также возмещения расходов, связанных с указанным имуществом.

2. совершенствование механизма и правового регулирования вопросов учета налогов, применения способов обеспечения исполнения налогового законодательства, уплаты пеней и мер принудительного взыскания налогов и пеней.

3. мониторинг и прогнозирование администрируемых налоговыми органами доходов бюджета в разрезе видов бюджетов и доходных источников;

4. системный анализ динамики, структуры поступлений в бюджет платежей, администрируемых налоговыми органами, налоговой базы и их соответствия основным показателям социально-экономического развития Республики Беларусь;

5. оценка воздействия изменений законодательства и совершенствования порядка налогового администрирования на собираемость платежей в бюджет;

6. формирование отчетности о поступивших в бюджет платежах и задолженности по ним, а также о результатах работы инспекций МНС по контролю за соблюдением законодательства;

7. проведение оценки результатов работы налоговых органов, в том числе по направлениям деятельности;

8. координация деятельности налоговых органов по реализации этапов системы управления рисками несоблюдения плательщиками налогов, сборов (пошлин) законодательства, влекущими потери бюджета (далее – риски);

9. методологическое сопровождение в пределах компетенции главного управления автоматизированной информационной системы «Расчет налогов», в том числе ее информационно-аналитической системы;

10. организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Межведомственная комиссия);

11. организация работы по выполнению поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, коллегии МНС;

12. совершенствование порядка и методологическое обеспечение осуществления административных процедур, предусмотренных:

пунктами 18.3 и 18.17-1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200; подпунктами 1.1.1- 1.1.6 и 1.1.8 пункта 1.1, подпунктами 1.4.6 и 1.4.7 пункта 1.4, пунктом 1.5 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548.