Данный вид продукции включен в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень), определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 (пункт 21 перечня).
В этой связи на субъектов хозяйствования, совершающих операции, связанных с оборотом указанных товаров, с 1 октября 2025 г. распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 г. № 496 (далее – Указ № 496). Согласно абзацу второму части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом № 496, субъекты хозяйствования при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень, обязаны использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, использование электронных накладных при обороте таких пряников является обязательным требованием (за исключением реализации остатков товаров, которые образуются у субъекта хозяйствования на дату начала прослеживаемости).
Исходя из положений подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (далее – постановление № 940) в электронных накладных должны указываться в том числе международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN). При этом согласно части четвертой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940 источником информации о GLN, GTIN является ePASS.
Таким образом, ввиду необходимости использования субъектом хозяйствования электронных накладных сведения о таком товаре, включая GTIN, должны содержаться в ePASS.
Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень), определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 г. № 496».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2024 № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) в перечень включен ряд товаров, в том числе молочная продукция, которая подлежит прослеживаемости с 1 октября 2025 г.
Согласно подстрочному примечанию к перечню товары определяются исключительно кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – код ТН ВЭД) и дополнительным четырехзначным кодом в соответствии с классификатором, установленным постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования» (далее – дополнительный четырехзначный код).
Кроме того, молоко включено в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров», субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное средство идентификации), обязаны использовать электронные накладные.
Таким образом, при транспортировке между структурными подразделениями, расположенными по разным адресам, товаров, подлежащих прослеживаемости (молоко) и (или) маркированных незащищенными средствами идентификации, у субъекта хозяйствования возникает обязанность по использованию электронных накладных.
В случае реализации товаров (продукция общественного питания), изготовленных с использование молока, обязанность по использованию электронных накладных у субъекта хозяйствования отсутствует.
Нет, не распространяются.
Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень), определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 (далее – постановление № 250).
В соответствии с постановлением № 250 в перечень включен ряд товаров, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) и дополнительным четырехзначным кодом.
При этом согласно подстрочному примечанию к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС и дополнительным четырехзначным кодом. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В случае, если производимые или импортируемые товары не соответствуют одновременно коду ТН ВЭД ЕАЭС и дополнительному четырехзначному коду, указанным в перечне, такие товары не подлежат прослеживаемости.
В соответствии с пунктом 101 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2025 г., далее – Положение № 924/16), с 1 июля 2025 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие, в том числе дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, предусмотренный в пункте 10 Положения № 924/16, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара
Справочно. Для целей применения Положения № 924/16 под товарами, подлежащими маркировке, понимаются товары, включенные в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, или в перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (часть пятая пункта 1 Положения № 924/16).
Вопросы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ) и средствами идентификации (далее – СИ) регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» (далее – Указ № 243).
В соответствии с пунктом 21 приложения 1 к Указу № 243 и пунктом 19 приложения 2 к Указу № 243 требования о маркировке не распространяются на товары, предназначенные для розничной торговли в розлив или вразвес из маркированной УКЗ или СИ тары.
В соответствии с пунктом 15 приложения 3 к Указу № 243 под товарами понимаются вещи, за исключением денежных средств и ценных бумаг, признаваемые в соответствии с гражданским законодательством движимым имуществом.
Учитывая изложенное, при реализации в объектах общественного питания блюд (включая изготовленные напитки), приготовленных из товаров, подлежащих маркировке УКЗ или СИ, требования пункта 101 Положения № 924/16 в части ведения дифференцированного учета реализуемых товаров, не подлежащих маркировке УКЗ или СИ, не распространяются.
При этом обращаем внимание, что при осуществлении реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ (чая в пачках), в отношении таких товаров в силу требований пункта 101 Положения № 924/16 должен быть обеспечен дифференцированный учет данных о реализуемых товарах.
Нет, не достаточно. В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 раздела I приложения 1 к Положению о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденному Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам» № 29/99 в платежном документе, предоставляемом покупателю (потребителю) в распечатанном или электронном виде, должно печататься количество (если не равно единице) товара (работы, услуги) и цена каждого товара (работы, услуги). Аналогичные требования предусмотрены к платежным документам, формируемым программными кассами.
Таким образом, в платежном документе, подтверждающем совершение кассовой операции, запрещается указывать факт реализации нескольких видов продукции общественного питания одним наименованием. В платежном документе должна указываться цена каждого вида реализованной продукции общественного питания.