В ходе ведения налоговыми органами административных процессов устанавливаются факты осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности, выраженной в оказании на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет содействия иным лицам в совершении и исполнении сделок (операций) с токенами (в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям) с использованием функционирующей в глобальной компьютерной сети Интернет информационной системы), когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.
Пример 1.
В ходе ведения налоговыми органами административных процессов установлено, что гражданин Республики Беларусь в период с 15.04.2023 по 26.10.2023 с использованием телеграмм бота и иностранной криптовалютной платформы осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием содействия иным лицам в приобретении и отчуждении токенов, сопряженную с получением валового дохода в размере более миллиона рублей. Указанный гражданин неоднократно попадал в поле зрения налоговых органов.
Постановлениями экономического суда г.Минска в 2023 и 2024 гг. указанный гражданин привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафов в общей сумме 1,9 тыс. рублей с конфискацией полученного дохода на общую сумму 154,5 тыс. рублей.
Кроме того, указанному гражданину предъявлен к уплате подоходный налог в сумме 232,5 тыс. рублей.
Пример 2.
В ходе ведения налоговым органом административных процессов в отношении гражданина Республики Беларусь установлено, что он, не являясь оператором криптоплатформ, иных резидентов Парка высоких технологий, в период с февраля 2023 г. по май 2024 г. осуществлял содействие иным лицам в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами (приобретение, отчуждение, обмен), в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям), с использованием информационной системы ОКХ.com (торговая криптовалютная биржа «ОКХ») с привлечением третьих лиц. При осуществлении сделок по приобретению и отчуждению криптовалюты указанный гражданин использовал банковские пластиковые карточки, выпущенные на имя третьих лиц. От осуществления деятельности получен доход в размере 1 230,7 тыс. рублей. Указанный гражданин неоднократно попадал в поле зрения налоговых органов.
Постановлениями экономического суда Гомельской области указанный гражданин привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в общей сумме размере 1,4 тыс. рублей с конфискацией дохода в размере 173,0 тыс. рублей.
Кроме того, указанному гражданину предъявлен к уплате подоходный налог в сумме 275,0 тыс. рублей.
Инспекцией МНС по Осиповичскому району в ходе проведения выездной проверки ОДО «Т» установлено искажение сведений о фактах совершения хозяйственных операций с целью завышения ОДО «Т» затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, так как деятельность ОДО «Т», ЧП «Т», ЗАО «Т» была подчинена общим целям и осуществлялась под непосредственным руководством взаимозависимых лиц, что указывает на намеренное разделение бизнеса с целью продолжения применения льгот по налогу на прибыль в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» после истечения установленного законодательством срока, а также на создание искусственной видимости совершения между ЗАО «Т», ЧП «Т» и ОДО «Т» хозяйственных операций по приобретению и сдаче в аренду движимого и недвижимого имущества, конечной целью которых являлось увеличение у ОДО «Т» затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, и занижение налоговой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, проверкой выявлена подмена трудовых отношений с 4 работниками, зарегистрированными в качестве ИП.
Проверкой денежное вознаграждение данных ИП в общей сумме 1,8 млн. рублей признано их заработной платой, в связи с чем ОДО «Т» признано налоговым агентом и из сумм выплаченных физическим лицам доходов обязано исчислить подоходный налог с физических лиц.
По результатам проверки с учетом иных нарушений предъявлено к уплате всего 1 060,9 тыс. рублей, в том числе налогов — 793,3 тыс. рублей (из них подоходный налог — 307,8 тыс. рублей), пени — 267,6 тыс. рублей. В бюджет поступило 259,0 тыс. рублей.
В рамках внеплановой проверки ООО «Д», осуществляющего деятельность в одном из объектов выдачи заказов, установлено, что производство и реализация пиццы (суши, роллов) под единым логотипом осуществлялась также и от имени ИП Ю., который являлся фактическим руководителем общества.
В ходе проверки собрана доказательная база, подтверждающая, что производство и реализация пиццы (суши, роллов), оформляемые от имени ИП Ю., фактически выполнялись ООО «Д», и, как следствие, сумма выручки от реализации пиццы (суши, роллов) в двух объектах выдачи заказов признана выручкой ООО «Д».
Кроме того, проверкой установлена сокрытая выручка от реализации указанной продукции, размер которой более чем в 2 раза превысил суммарную выручку, отраженную в налоговых декларациях ООО «Д» и ИП Ю., а именно 2,6 млн. рублей. С сумм сокрытой выручки предъявлен к уплате налог при упрощенной системе налогообложения в сумме 185 тыс. рублей.
Наличные денежные средства, оставшиеся в распоряжении фактического руководителя бизнеса, в сумме 2,4 млн. рублей признаны иными доходами физического лица, а ООО «Д» признано налоговым агентом. Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 561,9 тыс. рублей.
По результатам проверки предъявлено к уплате всего 870,5 тыс. рублей.
Информация о выявленных нарушениях передана в Фонд социальной защиты населения и БРУСП «Белгосстрах» для дальнейшего взыскания причитающихся отчислений.
Материалы проверки направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям должностных лиц организации.
В ходе внеплановой проверки ЧТУП «М», осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном «нерегулярном» сообщении, установлены факты невыдачи чеков пассажирам на сумму, превышающую 1,2 млн. рублей, из которых выплачивалась заработная плата «в конвертах» водителям маршрутных такси. Оставшиеся наличные деньги также оседали и в кармане учредителя (по совместительству руководителя) ЧТУП «М».
В погоне за наживой владелец бизнеса также просил своих наемных работников (водителей маршруток) зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями, чтобы разделить свою растущую прибыль и «соблюсти» критерии для применения особых режимов налогообложения (для предприятия – УСН, а для ИП – единый налог). Всего вовлечено в деятельность предприятия 7 подконтрольных ИП. В связи с тем, что доходы, полученные ИП от перевозки пассажиров, признаны проверкой выручкой ЧТУП «М», то денежные средства, поступившие от пассажиров, относятся не к предпринимательской деятельности, а к деятельности предприятия. Следовательно, предприятие не исчислило подоходный налог с физических лиц с денежных средств, снятых с расчетных счетов (карт-счетов) ИП в качестве личного дохода.
Всего сумма налогов, подлежащая уплате ЧТУП «М», составила по результатам проверки 0,8 млн. рублей.
Налоговыми органами выявлена схема, указывающая на снижение совокупной налоговой нагрузки субъекта путем осуществления деятельности в рамках не одного юридического лица, а с использованием взаимозависимого индивидуального предпринимателя.
Обществом на расчетный счет индивидуального предпринимателя перечислялись денежные средства, за которые приобретались транспортные средства и передавались в аренду организации либо реализовывались индивидуальным предпринимателем как физическим лицом. Денежные средства, перечисленные за аренду, снимались с расчетного счета индивидуального предпринимателя как личный доход.
В ходе контрольных мероприятий налоговым органом собраны доказательства, подтверждающие, что индивидуальный предприниматель самостоятельно деятельность не осуществлял. Транспортные средства фактически являлись имуществом организации, и выручка от их реализации является доходом организации, с которого не были исчислены и уплачены в бюджет налоги.
По результатам корректировки налоговой базы и подлежащих уплате сумм налогов в соответствии с нормами статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь предъявлено к уплате в бюджет налогов в сумме 824,2 тыс. руб., в том числе подоходный налог с физических лиц в сумме 550,4 тыс. руб.
В ходе проведения выездной проверки организации, осуществляющей деятельность в области грузового автомобильного транспорта, было установлено сокрытие выручки от реализации транспортных услуг и выплата дохода без отражения в учете.
В частности, организация осуществляла международные грузоперевозки, при этом стоимость транспортных услуг отражалась более чем в 7 раз ниже стоимости перевозок иных субъектов хозяйствования, оказывающих аналогичные услуги в области грузоперевозок.
Совокупность выявленных фактов и обстоятельств показала, что водители при осуществлении перевозок получали наличные денежные средства (выручку) от заказчиков, которые в дальнейшем передавались директору (являющемуся одновременно учредителем) без отражения в учете организации.
Из суммы полученных наличных денежных средств руководитель организации выдавал денежные средства водителям на оплату таможенных и иных сопутствующих расходов, а также выплачивал заработную плату как официально трудоустроенным работникам — водителям, в размере, превышающем доход, из которого организация исчисляла подоходный налог с физических лиц, так и работникам, с которыми трудовой (или иной гражданско-правовой) договор не был заключен.
Кроме того, учитывая, что наличные денежные средства, полученные в виде выручки от реализации транспортных услуг, оставались в распоряжении учредителя и директора, организация признана налоговым агентом по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц по таким доходам.
По результатам проведенной проверки размер сокрытой выручки составил 275,6 тыс. рублей, организации предъявлено к уплате налогов в сумме более 120,0 тыс. рублей, в том числе подоходного налога с физических лиц — 36,8 тыс. рублей.
Инспекцией проведена камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица, которое, являясь индивидуальным предпринимателем и учредителем частного унитарного предприятия, пополнило наличными денежными средствами на сумму более 868 тысяч рублей счета субъектов хозяйствования, используемые при осуществлении деятельности. Кроме того, данным лицом осуществлялись расходы на приобретение недвижимости и транспортных средств. Происхождение денежных средств на осуществление расходов проверяемое лицо в полном объеме пояснить не смогло, в связи с чем ему с сумм превышения расходов над доходами был предъявлен к уплате подоходный налог в размере 48 тысяч рублей, который поступил в бюджет в полном объеме.
Организация Минского района решила облегчить для себя налоговую нагрузку и применила ряд схем, что было установлено при проведении последующего этапа камеральной проверки. Применяя УСН и понимая, что если сумма выручки будет большой, то организации придется перейти на общий порядок налогообложения, а это весьма «невыгодно», придется платить больше, создала ряд организаций с аналогичными видами деятельности, учредителями и руководителями, да и расположила всех недалеко друг от друга.
Вот такая получилась замечательная схема «дробления бизнеса».
Но и этого показалось мало, ведь очень невыгодно платить с наемных работников подоходный налог с физических лиц в размере 13%, если можно привлечь ИП, применяющих УСН и сумма налогов составит всего 5%, а выручку можно вывести как доход ИП. Так и сделали, наняв ИП, которые фактически выполняли на постоянной основе работу наемных работников и получали денежные средства, которые снимали в качестве личного дохода. При этом никакие расходы ИП не несли, получали денежные средства гораздо выше, чем размер заработной платы работников организации.
Гулять, так гулять решили руководители организации и продали руководителю автомобиль по заниженной стоимости, который в свою очередь продал этот автомобиль по цене почти в 2 раза выше.
И вроде бы все просчитали, но не учли определенные мелочи: сколько ниточке не виться...
Итог такой деятельности – доплата налогов в бюджет в размере 3,2 млн. рублей.
Инспекцией МНС по Лидскому району на основании информации, предоставленной по результатам проведенных оперативных мероприятий, проведен последующий этап камеральной проверки салонов красоты, принадлежащих ЧП «А».
В ходе проведенных контрольных мероприятий установлено принятие сотрудниками ЧП «А» в период с 01.11.2021 по 12.01.2024 во всех салонах красоты, принадлежащих ЧП «А», наличных денежных средств в сумме более 200 тыс. рублей без применения кассового оборудования. Указанные денежные средства оставались в распоряжении учредителя ЧП «А».
Инспекцией в адрес предприятия направлено уведомление с предложением добровольно скорректировать размер выручки и исполнить налоговые обязательства по подоходному налогу с физических лиц. На уведомление инспекции предприятием представлены налоговые декларации с внесенными изменениями и дополнениями за отчетные периоды 2021-2024 гг. Общая сумма налогов к доплате составила 67,8 тыс. руб., из них налог при УСН – 16,3 тыс. руб., подоходный налог с физических лиц – 51,5 тыс. руб.
Информация о выявленном нарушении передана в территориальное подразделение государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» для рассмотрения вопроса о взыскании причитающихся отчислений из полученных учредителем ЧП «А» доходов.
При проведении внеплановой проверки ООО «Г» налоговыми органами установлено, что Общество создало цепочку взаимозависимых субъектов хозяйствования для документального оформления хозяйственных операций по выплате ООО «Г» в пользу индивидуальных предпринимателей процентов за пользование займом с целью обналичивания денежных средств и завышения внереализационных расходов и затрат, учитываемых при налогообложении, и, как следствие, занижения налога на прибыль, а также для неисполнения Обществом, как налоговым агентом, обязанности по перечислению в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц.
Так, заимодавец - ООО «Г» выдало беспроцентные займы в адрес взаимозависимого субъекта хозяйствования, который в этот же день перевел вышеуказанные денежные средства в качестве беспроцентных займов в адрес взаимозависимых индивидуальных предпринимателей, которые, в свою очередь, перечислили эти же денежные средства первоначальному заимодавцу ООО «Г», но уже в качестве процентного займа. Видимо, обществу настолько были «нужны» денежные средства, что оно готово было платить ИП за пользованием займами от 25 до 30 процентов в месяц или от 300 до 360 процентов в год! Для справки: в это же время средние процентные ставки в национальной валюте по новым кредитам банков юридическим лицам на срок свыше 1 года составляли от 10,46 % до 22,9 % годовых!!! Вместе с тем возвращать займы общество не спешило, и на счета ИП продолжали поступать так называемые проценты.
Поступившие на расчетные счета денежные средства в качестве процентов в сумме 824,8 тыс. рублей в последующем «обналичивались» индивидуальными предпринимателями и использовались на личные нужды.
По результатам проверки ООО «Г» внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, из-за необоснованного включения в их состав процентов по займам уменьшены на 1,2 млн. рублей, предъявлены к уплате налоги в сумме 307,6 тыс. рублей.
Инспекцией МНС по Глубокскому району на основании информации, предоставленной по результатам проведенных оперативных мероприятий, проведен последующий этап камеральной проверки ЧП «Н», осуществляющего свою деятельность в кафе-ресторане.
В ходе проведенных контрольных мероприятий установлено принятие сотрудниками ЧП «Н» в период с 07.10.2019 по 14.04.2023 наличных денежных средств в сумме более 1,7 млн. рублей без применения кассового оборудования. Указанные денежные средства оставались в распоряжении директора и учредителя ЧП «Н».
Инспекцией в адрес предприятия направлено уведомление с предложением добровольно скорректировать налоговые обязательства. На уведомление инспекции предприятием не представлены налоговые декларации с внесенными изменениями и дополнениями, налоговые обязательства в добровольном порядке не исполнены.
Инспекцией в отношении предприятия составлен акт камеральной проверки, по результатам которого предприятию подлежит уплатить в бюджет налог при УСН – 79,20 тыс. руб., подоходный налог с физических лиц – 263,36 тыс. руб.
Кроме того, информация о выявленном нарушении передана в территориальные подразделения государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» для рассмотрения вопроса о взыскании причитающихся отчислений из полученных директором и учредителем ЧП «Н» доходов.
Инспекцией в ходе проведения последующего этапа камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) по НДС за 1-2 квартал 2024 года, представленных унитарным предприятием, осуществляющим деятельность по разведению свиней в Витебской области, установлено, что плательщиком завышены вычеты по НДС за счет завышения сумм НДС, не принятых к вычету в прошлом налоговом периоде по основным средствам.
Согласно налоговой декларации (расчету) по НДС за 2023 год суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде по создаваемым, приобретенным (ввезенным) основным средствам, нематериальным активам, отражены в размере, который значительно ниже заявленного к вычету НДС в 2024 году.
Инспекцией в адрес предприятия направлено уведомление с предложением добровольно скорректировать налоговые обязательства по НДС.
На уведомление инспекции предприятием представлены налоговые декларации (расчеты) по НДС за 1-2 кварталы 2024 года с внесенными изменениями и (или) дополнениями, согласно которым предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в сумме 244,99 тыс. руб., а также дополнительно исчислен и уплачен в бюджет НДС в сумме 15,39 тыс. рублей.