Актуальное

В ходе проведения внеплановой проверки ООО «А», осуществляющего производство спецодежды, установлен факт подмены трудовых отношений с работником, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее — ИП), хозяйственными отношениями между субъектами предпринимательской деятельности в целях избежания уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц. Общая стоимость оформленных от имени ИП услуг составила 442,7 тыс. рублей.

Проверкой денежное вознаграждение ИП признано доходами физического лица, в связи с чем ООО «А» признано налоговым агентом и из сумм выплаченных физическому лицу доходов обязано исчислить подоходный налог с физических лиц.

По результатам проверки с учетом иных нарушений предъявлено к уплате налогов на сумму 83,7 тыс. рублей (из них подоходный налог с физических лиц в сумме 66,8 тыс. рублей), которые поступили в бюджет. Организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в сумме 9,9 тыс. рублей.

Руководитель объекта общественного питания в г. Солигорске решил применить проверенную временем схему: бармен организации принимал денежные средства без использования кассового оборудования. Кроме того, руководитель решил сэкономить на приобретении кассового оборудования и прибора для проверки подлинности акцизных марок, специальных марок на табачные изделия и алкогольные напитки. Из принятых мимо кассы денег в сумме 180,6 тыс. рублей выплачивал работникам заработную плату в конверте. Данная схема пресечена работниками налоговой инспекции в ходе ведения административного процесса.

Как итог такой деятельности организации пришлось уплатить в бюджет порядка 60 тыс. рублей налогов, в том числе 48,4 тыс. рублей подоходного налога с физических лиц.

Кроме того, постановлениями инспекции за нарушение порядка приема денежных средств виновные лица привлечены к административной ответственности по статье 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в виде штрафов в размере 1,2 тыс. рублей, за отсутствие кассового оборудования — по части 1 статьи 13.15 КоАП в виде штрафов в размере 2,9 тыс. рублей, за отсутствие прибора проверки подлинности акцизных марок — по статье 13.19 КоАП в виде штрафов в размере 0,2 тыс. рублей.

В ходе проведения внеплановой проверки ООО «С», осуществляющего общее строительство зданий, установлены признаки намеренного разделения деятельности на двух субъектов хозяйствования. Так, деятельность ООО «С» осуществлялась с использованием реквизитов взаимозависимого ООО «Д», применяющего особый режим налогообложения, что позволило снизить налоговую нагрузку ООО «С» путем занижения выручки от реализации товаров, выполнения работ (оказания услуг).

Также выявлено, что ООО «С» и ООО «Д» с фактическими руководителями организаций, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, документально оформлялись сделки по сдаче оборудования в аренду и поставке строительных материалов, что позволило ООО «С» завышать затраты, учитываемые при налогообложении, а также под видом дохода от предпринимательской деятельности выводить денежные средства из оборота организаций в собственность организаторов бизнеса без уплаты подоходного налога с физических лиц (далее — подоходный налог).

Кроме того, во время проверки обнаружено привлечение ООО «С» по гражданско-правовому договору бывшего работника, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. При этом фактически функции и обязанности бывшего работника в период осуществления его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не изменились. Ежемесячные суммы вознаграждения многократно превышали размер средней заработной платы работников организации. Основной целью подмены трудовых отношений являлся вывод из оборота общества наличных денежных средств и создание условий для неполной уплаты ООО «С» подоходного налога.

Помимо этого, при проверке ООО «С» раскрыта схема минимизации налоговых обязательств, выразившейся в неотражении реальной стоимости здания после его модернизации в регистрах бухгалтерского и налогового учета с целью неполной уплаты налога на недвижимость и дальнейшей его реализации взаимозависимому лицу по заниженной стоимости.

Согласно проведенной экспертизе стоимость здания более чем в 7 раз превышала стоимость, отраженную в бухгалтерском учете.

По результатам проверки выручка, полученная от имени ООО «Д», признана выручкой ООО «С», также проведена корректировка затрат, учитываемых при налогообложении. Выполнена дооценка объекта недвижимости до экспертной стоимости с отнесением результатов дооценки в состав внереализационных доходов. К уплате предъявлены налог на прибыль и налог на недвижимость.

В части обналиченных индивидуальными предпринимателями денежных средств ООО «С» признано налоговым агентом с последующим предъявлением к уплате причитающихся сумм подоходного налога. Информация о выявленном нарушении передана в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» для дальнейшего взыскания причитающихся отчислений.

По результатам проверки предъявлено к уплате 496,6 тыс. рублей.

В ходе проведения внеплановой проверки организации, осуществляющей в г. Полоцке деятельность по обработке металлических изделий, установлено искажение сведений о фактах совершения хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг) в рамках гражданско-правовых договоров, заключенных организацией с 31 индивидуальным предпринимателем, выразившееся в подмене фактических трудовых отношений между физическими лицами и организацией с перечислением данным лицам заработной платы под видом предпринимательского дохода.

Также проверкой установлены отсутствие реальности хозяйственных операций по совершению индивидуальным предпринимателем определенных сделок в рамках договора, заключенного с организацией, с целью завышения организацией затрат, учитываемых при налогообложении, и искажение сведений о фактическом получении не как данным индивидуальным предпринимателем, а как физическим лицом от организации дохода с целью уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц.

По результатам проверки по выявленным фактам доначислено налогов в общей сумме 307,3 тыс. рублей, в том числе подоходный налог с физических лиц в сумме 275,1 тыс. рублей.

Выплачивая зарплату неофициально, без отражения в учете, наниматель причиняет ущерб не только государству, но и работникам. Для работников получение зарплаты в конверте влечет за собой такие негативные последствия, как недостаточная платежеспособность при получении банковского кредита, заниженный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также несправедливый размер пенсии.

Инспекцией МНС по Шкловскому району в ходе проведения последующего этапа камеральной проверки налоговой декларации (расчета) по НДС за январь-июль 2024 года установлены признаки завышения ООО «А» налоговых вычетов по НДС за июль месяц на суммы НДС, исчисленные и уплаченные при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Так, по товарам, принятым на учет в июле 2024 года, по которым налоговая декларация (расчете) по НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС представлена 21.08.2024 - позже установленного срока (20.08.2024), а также после представления налоговой декларации (расчета) по НДС за январь-июль 2024 года. (17.08.2024).

Инспекцией в адрес Организации направлено уведомление с предложением уменьшить подлежащую вычету за январь-июль 2024 года сумму НДС и скорректировать налоговые обязательства по НДС.

На уведомление инспекции Организацией представлена налоговая декларация (расчет) по НДС за январь-июль 2024 года с внесенными изменениями и (или) дополнениями. Предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в размере 822,35 тыс. руб.

Инспекцией МНС по Центральному району г. Минска в ходе проведения последующего этапа камеральной проверки налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2024 года в отношении ООО «Т» установлено завышение сумм НДС, подлежащих вычету, в результате неверного распределения налоговых вычетов, приходящихся на обороты по операциям при электронной дистанционной продаже товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. 

Плательщиком в отношении оборотов по операциям при электронной дистанционной продаже товаров произведен вычет сумм НДС, не принятых к вычету на 31.12.2023, в полном объеме, а не в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.п. 1.1 п. 1, п.п. 27.9 п. 27, п. 28 ст. 133 НК).

Инспекцией в адрес Организации направлено уведомление с информацией о необоснованном вычете НДС в полном объеме и предложением добровольно скорректировать вычеты и подлежащую уплате сумму НДС.

На уведомление инспекции Организацией представлена налоговая декларация (расчет) по НДС за 2 квартал 2024 года с внесенными изменениями и (или) дополнениями. Предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в размере 577,93 тыс. руб.

Инспекцией МНС по Партизанскому району г. Минска на основании информации, предоставленной по результатам проведенных оперативных мероприятий, проведен последующий этап камеральной проверки ЧП «С», осуществляющего деятельность по предоставлению парикмахерских услуг.

В ходе проведенных контрольных мероприятий установлено принятие сотрудниками ЧП «С» в период с 13.06.2019 по 05.06.2024 наличных денежных средств в сумме более 700 тыс. рублей без применения кассового оборудования. Указанные денежные средства использовались на выплату работникам заработной платы «в конвертах».

Инспекцией в адрес предприятия направлено уведомление с предложением добровольно скорректировать размер выручки и исполнить налоговые обязательства по подоходному налогу с физических лиц. На уведомление инспекции предприятием представлены налоговые декларации с внесенными изменениями и дополнениями за отчетные периоды 2019-2024 гг. Общая сумма налогов к доплате составила 165 тыс. руб., из них налог при УСН – 38 тыс. руб., подоходный налог с физических лиц – 127 тыс. руб.

Информация о выявленном нарушении передана в территориальные подразделения государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» для рассмотрения вопроса о взыскании причитающихся отчислений из выплаченных работникам ЧП «С» доходов.

В ходе проведения проверки ООО «М» установлено, что руководители организации в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налога на прибыль искусственно завышали учитываемые при налогообложении затраты.

Исходя из предоставленной правоохранительными органами информации было установлено, что должностным лицом и учредителем ООО «М» в Эстонской Республике была создана подконтрольная компания, владельцем и руководителем которой являлся заместитель директора по торговле медицинской техникой ООО «М», а печать, аппаратное устройство для регистрации в качестве субъекта хозяйствования, выписки движения по счету компании-нерезидента находились в распоряжении должностных лиц и иных сотрудников ООО «М» в г. Минске.

По документам, отраженным в бухгалтерском учете ООО «М», оформлялась покупка товаров медицинского назначения как у эстонской компании, а фактически товар в Республику Беларусь поставлялся напрямую китайскими, итальянскими, индийскими производителями.

В оформленных ООО «М» документах на поставку медицинского оборудования якобы от эстонской компании покупная стоимость импортных товаров искусственно завышалась на 30 %–50 %. Денежные средства, полученные в результате использования эстонской посреднической структуры, переводились на банковскую карту должностным лицам и учредителям ООО «М» и использовались в личных целях.

По результатам проверки ООО «М» покупная стоимость товара уменьшена на 23,4 млн. рублей, предъявлены к уплате налоги в сумме 4,4 млн. рублей, которые поступили в бюджет в полном объеме.

В отношении коммерческой организации из г. Витебска, осуществляющей розничную торговлю, проведен последующий этап камеральной проверки, по результатам которого установлено, что полученная субъектом наличная выручка в сумме 72 тыс. рублей не зачислена на банковский счет, а использована на выдачу займа работнику организации, от которого подоходный налог с физических лиц не исчислен и не перечислен в бюджет.

При выдаче займа физическим лицам организация обязана исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог по ставке 13%. В таком случае подоходный налог уплачивается за счет средств налогового агента - коммерческой организации. При этом уплата налога производится не позднее дня, следующего за днем выдачи займа (п. 1 ст. 214, абз. 3 п. 7 ст. 216, подп. 1.1, ч. 1 и 2 ст. 220 НК).

Инспекцией в адрес организации направлено уведомление с предложением в добровольном порядке исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог с физических лиц, которое организацией исполнено, в бюджет доплачен подоходный налог с физических лиц на сумму 9,4 тыс. рублей.

В ходе проведения инспекцией МНС по г. Бобруйску выездной проверки ООО «П», основным видом деятельности которого являлось выполнение прочих строительных работ, на основании анализа и оценки в совокупности выявленных обстоятельств, а также собранных проверкой доказательств установлены факты выплаты 16 работникам заработной платы без отражения в учете выплаченных доходов (в конверте), с 14 из которых не были оформлены трудовые отношения, что повлекло искажение сведений об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), основной целью которого является неполная уплата подоходного налога.

Кроме того, в ходе проверки установлены факты подмены трудовых отношений с 3 работниками, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Проверкой денежное вознаграждение данных индивидуальных предпринимателей признано их заработной платой, в связи с чем проверяемый субъект признан налоговым агентом и из сумм выплаченных физическим лицам доходов обязан исчислить подоходный налог.

По результатам проверки предъявлено к уплате всего 69,1 тыс. рублей, в том числе налогов 50,5 тыс. рублей.

В ходе проведения инспекцией МНС по Ленинскому району г. Могилева выездной проверки ЧПУП «Ц» на основании анализа и оценки в совокупности установленных обстоятельств, а также собранных проверкой доказательств установлено, что бизнес по производству прочих готовых изделий был намеренно раздроблен между ЧПУП «НТП «Ц» и ЧП «Д», которыми применялся особый режим налогообложения — УСН, что позволило распределить совокупную выручку с целью сохранения возможности применения указанными субъектами УСН при превышении установленных законодательством критериев выручки.

Кроме того, проверкой установлены факты подмены трудовых отношений с 6 работниками, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Проверкой денежное вознаграждение данных индивидуальных предпринимателей признано их заработной платой, в связи с чем проверяемый субъект признан налоговым агентом и из сумм выплаченных физическим лицам доходов обязан исчислить подоходный налог.

По результатам проверки предъявлено к уплате всего 686,2 тыс. рублей, в том числе налогов 533,4 тыс. рублей, уменьшена разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), на 455,4 тыс. рублей.

Организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в сумме 26,3 тыс. рублей.

Предъявленные суммы поступили в бюджет в полном размере.

Инспекцией МНС по Жлобинскому району в ходе проведения внеплановой проверки ООО «Л», осуществляющего производство пластмассовых изделий, установлено документальное оформление реализации готовой продукции в адрес российских покупателей через взаимозависимых и подконтрольных посредников, зарегистрированных в Российской Федерации.

По результатам проверки установлено занижение выручки ООО «Л» на сумму торговой наценки по реализации продукции, оформленной от имени подконтрольных резидентов Российской Федерации.

Также в ходе проверки установлено завышение суммы затрат на стоимость арендных платежей за оборудование, которое фактически приобретено индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) за счет средств и в интересах ООО «Л». Кроме того, выявлено, что часть арендуемого оборудования реализована ИП через взаимозависимого ИП в адрес ООО «Л» по стоимости, в три раза превышающей стоимость приобретения.

Вместе с тем проверкой установлено документальное оформление оказания управленческих услуг от имени взаимозависимого ИП.

Также в ходе проверки выявлен факт реализации ООО «Л» автомобиля BMW Х5 2019 г. выпуска по заниженной стоимости.

По результатам проверки ООО «Л» увеличена выручка от реализации продукции, уменьшены затраты, учитываемые при налогообложении, предъявлен к уплате в бюджет НДС, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц.

Информация об установленных нарушениях в части полученного ИП дохода от налогового агента ООО «Л» направлена в орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и БРУСП «Белгосстрах» для дальнейшего взыскания причитающихся отчислений.

По итогам проверки предъявлено к уплате 167,5 тыс. рублей. Предотвращен возврат из бюджета НДС в сумме 122,5 тыс. рублей.

Материалы проверки направлены в органы финансовых расследований для дачи правовой оценки действиям должностных лиц общества.