Разъяснения и комментарии
Специальные проекты
04.01.2023

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь
«Об изменении законов по вопросам налогообложения»
(акцизы)

1. С 1 января 2023 г. электронные системы курения, системы для потребления табака признаются подакцизными товарами. При этом Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) для целей налогообложения установлены более широкие определения терминов этих подакцизных товаров, чем предусмотрено Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».

Ставка акцизов на подакцизные товары «электронные системы курения» установлена на 1 штуку/1 миллилитр жидкости для электронных систем курения, ставка акцизов на подакцизный товар «системы для потребления табака» — на 1 штуку.

Таким образом, с 1 января 2023 г. и сама система курения как устройство, и жидкость для нее, конструктивно входящая в состав такой системы, будут облагаться акцизами.

Справочно

До 1 января 2023 г. электронные системы курения с жидкостями для них, конструктивно входящими в состав таких систем, акцизами не облагались. Непосредственно жидкости для электронных систем курения подакцизным товаром признаются уже с 1 января 2022 г. и соответственно с указанной даты облагаются акцизами.

Обращаем внимание, поскольку для электронных систем курения и для жидкостей для электронных систем курения установлены отдельные назначения платежа (коды групп подакцизных товаров согласно Справочнику групп подакцизных товаров*), на каждый из этих видов подакцизных товаров заполняется соответствующая часть налоговой декларации (расчета) по акцизам.

Кроме того, необходимо отметить, что любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, относятся к производству подакцизных товаров (ст. 146 Налогового кодекса). Так, например, смешение отдельных составляющих — глицерина, пропиленгликоля и др., в результате которого получается жидкость для электронных систем курения, означает производство подакцизных товаров, и плательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие данное смешение.

2. С учетом положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам с 1 января 2023 г. введен новый подакцизный товар — нефть, по которому установлены особенности признания субъектов хозяйствования плательщиками, порядок определения налоговой базы, налоговая ставка, особенности определения налоговых вычетов, а также сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и сроки уплаты акцизов на нефть.

3. С 1 января 2023 г. закреплено, что не будут облагаться акцизами при ввозе на территорию Республики Беларусь побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве этилового спирта, алкогольной продукции. До указанной даты не признавалась подакцизными товарами и соответственно, не облагалась акцизами соответствующая категория товаров (побочные продукты и спиртосодержащие отходы), произведенная на территории Республики Беларусь, при ее реализации.

4. В целях приведения Налогового кодекса в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2022 г. № 224 «Об акцизах» пункт 1 статьи 148 Налогового кодекса дополнен подпунктом 1.9 (особенности определения налоговой базы в отношении табака для кальяна).

5. С 1 января 2023 г. увеличены ставки акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, и табачные изделия, что является следствием исполнения международных соглашений с Российской Федерацией. На иные виды подакцизных товаров произведена индексация ставок акцизов.

Ставка акцизов на газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива, напротив, значительно снижена.

Справочно

Компримированный природный газ является одним из самых экологически чистых видов моторного топлива, при использовании которого вместо нефтяного топлива снижается выброс токсических веществ в окружающую среду, в том числе: углекислого газа — в 2–3 раза, угарного газа — в 10 раз, окисла азота — в 2 раза, задымленность — в 9 раз, соединения серы и свинца отсутствуют.

6. Перечень товаров, признаваемых подакцизными, дополнен такой позицией, как «табак нюхательный», единица измерения для целей исчисления суммы акцизов определена за 1 кг с установлением на нее ставки акцизов, соответствующей размеру, применяемому к табаку трубочному, курительному (приложение 1 к Налоговому кодексу).

7. Исчисление акцизов производится при ввозе электронных систем курения, систем для потребления табака, табака нюхательного на территорию Республики Беларусь с 1 января 2023 г., при реализации (передаче) указанных произведенных подакцизных товаров на территории Республики Беларусь с 1 января 2023 г.

Если указанные подакцизные товары ввезены на территорию Республики Беларусь до 1 января 2023 г., то при последующей их реализации (передаче) на территории Республики Беларусь с 1 января 2023 г. объекта налогообложения акцизами согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 147 Налогового кодекса не возникает, поскольку на момент их ввоза подакцизными товарами они не признавались.


*Приложение 2 к Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей».


← Вернуться