Прослеживаемость товаров

Вниманию субъектов хозяйствования,

осуществляющих операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости

С 1 июля 2021 года в Республике Беларусь вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. №496 «О прослеживаемости товаров», разработанный с целью подтверждения законности оборота товаров, обеспечения экономической безопасности государства, развития электронного документооборота при осуществлении субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности.

Для сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров был разработан программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» (далее — ПК СПТ).

Контакт-центр ПК СПТ

Основным назначением ПК СПТ является контроль за движением отдельных групп прослеживаемых товаров посредством организации автоматизированного технологического процесса, обеспечивающего в режиме реального времени:

  • передачу (сбор), регистрацию, обработку, хранение первичных электронных документов;
  • оперативное предоставление органам государственного управления информации по запросам актуальных сведений об изготовлении, импорте и перемещении по территории Республики Беларусь прослеживаемых групп товаров;
  • оперативное предоставление данных о прослеживаемых группах товаров, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС при трансграничной торговле.

Товары, подлежащие прослеживаемости на данный момент:

шины и покрышки
холодильники и морозильники
велотовары
С 01.03.2026 в перечень включены:
бытовая техника
  • стиральные машины
  • бытовые комбайны
  • мультиварки
  • посудомоечные машины
  • микроволновые печи
  • плиты и варочные поверхности
  • пылесосы
  • утюги
  • чайники
  • дрели
  • фены
  • телевизоры

Обязанности, которые возникают у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости:

  • использовать электронные накладные;
  • представлять в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» полные и достоверные сведения;
  • вести количественный учет товаров в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.
Ведение такого учета должно обеспечивать:
  • указание в электронных накладных информации о количестве и стоимости товаров в унифицированных единицах измерения;
  • ведение учета поступления и выбытия товаров в разрезе строк приходных документов, по которым такой товар поступил в распоряжение субъекта хозяйствования согласно сведениям ПК СПТ.
Под операциями, связанными с оборотом товаров, понимаются:
  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);
  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов ЕАЭС;
  • использование в производстве и (или) транспортировка товаров.

Для возможности использовать электронные накладные, подавать сведения в налоговые органы субъект хозяйствования должен:

1
Заключить договор с EDI-провайдером, с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот, и наладить взаимодействие систем (при необходимости)
Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на сайте ids.by.
2
Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) (в случае ее отсутствия) для подписания электронных накладных и сведений, передаваемых в налоговые органы
Обращаться в РУП «Национальный центр электронных услуг» (г. Минск, ул. Притыцкого, 64, тел. +375 17 311-30-00) либо в регистрационные центры.
Перечень размещен на сайте nces.by.
3
Идентифицировать имеющийся товар в соответствии с кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору дополнительной таможенной информации
Обращаться к таможенному представителю либо в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения о классификации товара.
Информация о процедуре обращения в адрес Минской центральной таможни за получением предварительного решения о классификации товара размещена на портале таможенных органов Республики Беларусь customs.gov.by.
4
Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции GLN и международный идентификационный номер товара GTIN (в случае их отсутствия)
Обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Бел (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4-й этаж, тел. +375 17 249-09-75).
Прейскурант и пошаговая инструкция размещены на сайте gs1by.by.
5
Внести обязательную информацию о товарах (GTIN) в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» (ePASS) (в случае ее отсутствия)
Обращаться в РУП «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси.
Пошаговый алгоритм регистрации товаров в системе ePASS и пошаговый алгоритм регистрации номера GLN размещены на сайте ids.by.
6
Представить в ИМНС по месту постановки на учет доверенность на уполномоченного представителя, подтверждающую право подачи сведений в налоговые органы

Представление в ПК СПТ сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости

Способы подачи сведений
с использованием АРМ «Плательщик»
через личный кабинет плательщика
посредством направления на портал МНС xml-файла, подготовленного автоматизированным способом в учетной бухгалтерской программе либо иной информационной системе плательщика
1
Подача сведений об остатках товаров по состоянию на 01.03.2026
Субъект хозяйствования должен:
провести инвентаризацию имеющихся по состоянию на 01.03.2026 остатков товаров, подлежащих прослеживаемости

Инвентаризационная опись составляется в произвольном виде и должна содержать сведения, предусмотренные для подачи сведений об остатках.

подать сведения в виде электронного документа до 01.07.2026, но не позднее начала оборота таких товаров

Сведения могут быть поданы в целом по субъекту хозяйствования или отдельно по каждому месту хранения (реализации) товаров.

  • УНП субъекта хозяйствования
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений (дата указывается при каждой передаче любых из сведений, определенных в настоящем приложении)
  • регистрационный номер и дату акта инвентаризации
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения, подлежащую указанию в электронных накладных
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • код страны, с территории которой товары ввезены на территорию Республики Беларусь (в отношении товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, указывается код Республики Беларусь)
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации)
2
Подача сведений о произведенных (в том числе из давальческого сырья (материалов)) товарах

Такие сведения представляются субъектом хозяйствования в виде электронного документа до 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства товаров, но не позднее даты начала их оборота.

  • УНП
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений
  • период, за который передаются сведения
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации), при ее наличии
3
Подача сведений о ввозе товаров из государств-членов ЕАЭС

Такие сведения подаются в виде электронного документа не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня принятия на учет ввезенных с территории иных государств - членов ЕАЭС товаров, но не позднее даты начала их оборота.

  • УНП
  • наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, передавшего сведения
  • регистрационный номер и дату передаваемых сведений (дата указывается при каждой передаче любых из сведений, определенных в настоящем приложении)
  • код и наименование страны продавца
  • идентификационный код (номер) продавца
  • наименование продавца
  • код и наименование страны грузоотправителя
  • идентификационный код (номер) грузоотправителя
  • наименование грузоотправителя
  • код транспортного (товаросопроводительного) и (или) иного документа, подтверждающего перемещение товаров (далее — сопроводительный документ)
  • наименование сопроводительного документа
  • регистрационный номер и дату сопроводительного документа
  • код ТН ВЭД
  • дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации
  • международный идентификационный номер товара GTIN
  • наименование товара
  • единицу измерения, применяемую субъектом хозяйствования для учета товаров
  • количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров
  • единицу измерения
  • количество товара в единицах измерения
  • учетную цену за единицу измерения
  • учетную стоимость товаров
  • регистрационный номер партии товаров (указывается в отношении товаров, ввозимых с территории Российской Федерации при условии указания регистрационного номера партии товаров в сопроводительном документе)
  • информацию о средствах идентификации, нанесенных на товары (в случае если товар подлежит маркировке средствами идентификации)
Подача сведений об остатках в ПК СПТ
Подача сведений о производстве в ПК СПТ
Подача сведений о ввозе из ЕАЭС в ПК СПТ

Алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

Ответы на основные вопросы субъектов хозяйствования

  1. Воспользоваться ЛК плательщика либо АРМ Плательщик.
  2. Зайти в раздел система прослеживаемости.
  3. Сформировать документ "Информация об остатках". Если в документе будет более 500 строк, то сформированный документ будет находиться в разделе "Выполненные запросы". Для нахождения нужного отчета потребуется выбрать период, в котором он был сформирован.
В ПК СПТ доступно представление сведений посредством API. Спецификация открытого API ПК СПТ 4.0 доступна по ссылке.
Тестовый контур есть, инструкция по подключению к тестовому стенду для тестирования представления сведений посредством открытого API ПК СПТ размещается по ссылке.
Доступ к ЛК осуществляется с помощью ЭЦП (lk и iplk).
Адреса для доступа:
https://lkfl.testportal.nalog.gov.by
https://iplk.testportal.nalog.gov.by
Вход осуществляется с использованием ЭЦП через Internet Explorer 11 (MS EDGE), либо через другие браузеры с использованием NTClientSoftware. Дополнительная информация размещается на официальном сайте МНС в разделе «Актуальное» – «Прослеживаемость товаров».
Нет. Нужен XML определенного формата.
Есть. Загружать сведения в виде XML-файла можно как в Личном кабинете плательщика (раздел «Система прослеживаемости – «Выбор формы подачи документа» – «Далее» – «Загрузить документ из XML-файла»), так и в АРМ «Плательщик» (кнопка «Файл» – «Загрузить» – «Загрузить заявление»).
На тестовом стенде можно использовать любую ЭЦП с УНП организации, изданную ГосСУОК

В связи с поступающими вопросами в контакт-центр программного комплекса «Система прослеживаемости товаров», МНС разъясняет:

В соответствии с техническими условиями взаимодействия EDI-провайдеров с программным комплексом «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» от 05.04.2024 (далее – ТУ):

Для осуществления контроля EDI-провайдером грузоотправителя вызывается метод /document/local веб-сервиса MNS_PK_SPT. В параметры запроса включается ЭН, если она содержит сведения о прослеживаемых товарах. Запрос подписывается ЭЦП EDI-провайдера. После обработки запроса ПК СПТ формирует и передает в синхронном режиме ответ ПК СПТ о допустимости перемещения товаров по данной ЭН. Требования к времени обработки в разделе «Подключение EDI-провайдера к ПК СПТ». Ответ подписывается ЭЦП ПК СПТ и представляет собой квитанцию по результатам обработки.

Если EDI-провайдер не получает ответ, т.е. осуществляется технический разрыв, то перед повторной отправкой документа EDI-провайдер должен вызвать метод /document/local/status, чтобы проверить статус документа. Вызов метода document/local/status является обязательным перед повторной отправкой документа. В ПК СПТ осуществляется проверка уникальности полученных накладных. Если статус документа отличен от статуса «Документ не найден в системе», то клиент должен быть уведомлен, что документ с указанными уникальными данными (номер, дата создания и т.д.) уже принят в системе, передан его статус, а также перечень ошибок при их наличии. Передачу этого же документа в ПК СПТ производить не требуется. Если статус документа «Документ не найден в системе», EDI-провайдер может отправить ЭН в ПК СПТ повторно, если необходимость обработки данной ЭН актуальна (метод /document/local веб-сервиса MNS_PK_SPT).

Данный порядок действий должен применяться в случае отсутствия ответа о допустимости или недопустимости перемещения товаров по направляемой электронной накладной. Таким образом, с учетом иных положений ТУ, при получении любого http-кода состояния, отличного от «200 OK», должна осуществляться проверка статуса документа в ПК СПТ. Затем, в зависимости от данного статуса, производится либо уведомление клиента о статусе документа, либо повторная отправка документа в ПК СПТ.