Вниманию субъектов хозяйствования,
осуществляющих операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
Для сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров был разработан программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» (далее — ПК СПТ).
Контакт-центр ПК СПТ
Обратиться в контакт-центр можно, направив предварительно заполненную форму обратной связи на электронную почту:
Сообщения, направленные на данный электронный адрес, не являются официальными обращениями граждан и юридических лиц в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Основным назначением ПК СПТ является контроль за движением отдельных групп прослеживаемых товаров посредством организации автоматизированного технологического процесса, обеспечивающего в режиме реального времени:
Товары, подлежащие прослеживаемости на данный момент:
- стиральные машины
- бытовые комбайны
- мультиварки
- посудомоечные машины
- микроволновые печи
- плиты и варочные поверхности
- пылесосы
- утюги
- чайники
- дрели
- фены
- телевизоры
Обязанности, которые возникают у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости:
Для возможности использовать электронные накладные, подавать сведения в налоговые органы субъект хозяйствования должен:
Перечень размещен на сайте nces.by.
Информация о процедуре обращения в адрес Минской центральной таможни за получением предварительного решения о классификации товара размещена на портале таможенных органов Республики Беларусь customs.gov.by.
Прейскурант и пошаговая инструкция размещены на сайте gs1by.by.
Пошаговый алгоритм регистрации товаров в системе ePASS и пошаговый алгоритм регистрации номера GLN размещены на сайте ids.by.
Представление в ПК СПТ сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости
Инвентаризационная опись составляется в произвольном виде и должна содержать сведения, предусмотренные для подачи сведений об остатках.
Сведения могут быть поданы в целом по субъекту хозяйствования или отдельно по каждому месту хранения (реализации) товаров.
Такие сведения представляются субъектом хозяйствования в виде электронного документа до 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства товаров, но не позднее даты начала их оборота.
Такие сведения подаются в виде электронного документа не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня принятия на учет ввезенных с территории иных государств - членов ЕАЭС товаров, но не позднее даты начала их оборота.
Подача сведений об остатках в ПК СПТ
Подача сведений о производстве в ПК СПТ
Подача сведений о ввозе из ЕАЭС в ПК СПТ
Алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости
Ответы на основные вопросы субъектов хозяйствования
- Воспользоваться ЛК плательщика либо АРМ Плательщик.
- Зайти в раздел система прослеживаемости.
- Сформировать документ "Информация об остатках". Если в документе будет более 500 строк, то сформированный документ будет находиться в разделе "Выполненные запросы". Для нахождения нужного отчета потребуется выбрать период, в котором он был сформирован.
Доступ к ЛК осуществляется с помощью ЭЦП (lk и iplk).
Адреса для доступа:
https://lkfl.testportal.nalog.gov.by
https://iplk.testportal.nalog.gov.by
Вход осуществляется с использованием ЭЦП через Internet Explorer 11 (MS EDGE), либо через другие браузеры с использованием NTClientSoftware. Дополнительная информация размещается на официальном сайте МНС в разделе «Актуальное» – «Прослеживаемость товаров».
В связи с поступающими вопросами в контакт-центр программного комплекса «Система прослеживаемости товаров», МНС разъясняет:
В соответствии с техническими условиями взаимодействия EDI-провайдеров с программным комплексом «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» от 05.04.2024 (далее – ТУ):
Для осуществления контроля EDI-провайдером грузоотправителя вызывается метод /document/local веб-сервиса MNS_PK_SPT. В параметры запроса включается ЭН, если она содержит сведения о прослеживаемых товарах. Запрос подписывается ЭЦП EDI-провайдера. После обработки запроса ПК СПТ формирует и передает в синхронном режиме ответ ПК СПТ о допустимости перемещения товаров по данной ЭН. Требования к времени обработки в разделе «Подключение EDI-провайдера к ПК СПТ». Ответ подписывается ЭЦП ПК СПТ и представляет собой квитанцию по результатам обработки.
Если EDI-провайдер не получает ответ, т.е. осуществляется технический разрыв, то перед повторной отправкой документа EDI-провайдер должен вызвать метод /document/local/status, чтобы проверить статус документа. Вызов метода document/local/status является обязательным перед повторной отправкой документа. В ПК СПТ осуществляется проверка уникальности полученных накладных. Если статус документа отличен от статуса «Документ не найден в системе», то клиент должен быть уведомлен, что документ с указанными уникальными данными (номер, дата создания и т.д.) уже принят в системе, передан его статус, а также перечень ошибок при их наличии. Передачу этого же документа в ПК СПТ производить не требуется. Если статус документа «Документ не найден в системе», EDI-провайдер может отправить ЭН в ПК СПТ повторно, если необходимость обработки данной ЭН актуальна (метод /document/local веб-сервиса MNS_PK_SPT).
Данный порядок действий должен применяться в случае отсутствия ответа о допустимости или недопустимости перемещения товаров по направляемой электронной накладной. Таким образом, с учетом иных положений ТУ, при получении любого http-кода состояния, отличного от «200 OK», должна осуществляться проверка статуса документа в ПК СПТ. Затем, в зависимости от данного статуса, производится либо уведомление клиента о статусе документа, либо повторная отправка документа в ПК СПТ.