Проведение мероприятий профилактического характера
Согласно нормам абзаца третьего пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). При этом особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
С 20 июля 2022 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 №465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» (далее – Постановление №465), регламентирующее порядок оценки хозяйственных операций для целей применения положений абзаца третьего пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Согласно Постановлению №465:
отнесение действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), осуществляется в каждом конкретном случае на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций;
особенностью отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), является получение экономической выгоды в виде неуплаченных (не полностью уплаченных) и (или) зачтенных, возвращенных сумм налогов (сборов) в результате совершения хозяйственных операций, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
реальная суть хозяйственных операций и фактические обстоятельства их совершения имеют преимущество над их оформлением в первичных учетных и иных документах;
для целей принятия к учету в ходе проверки фактически понесенных расходов и (или) фактически полученного дохода обязанность доказывать размер (оценку в стоимостных показателях) документально не подтвержденных хозяйственных операций, совершенных с юридическими и (или) физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, фактически исполнявшими обязательства по сделке, возлагается на плательщика налогов, сборов (пошлин).
Кроме того, в Постановлении №465 приведен перечень оснований, по которым действия или события могут быть отнесены к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановление №465 не распространяет свое действие на проверки, в том числе камеральные, проведенные (по которым составлены акты (справки) проверки) до вступления в силу настоящего постановления, а также дополнительные проверки по отношению к проверкам, проведенным до указанной даты.
Пресс-центр инспекции МНС
по Витебской области
тел. 49 36 81