О результатах проведения правового мониторинга
Министерством по налогам и сборам (далее – МНС) осуществлен с 1 августа 2022 г. (начало) до 5 сентября 2022 г. (окончание) правовой мониторинг постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 «Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры» (далее – постановление).
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65, и пунктом 3 Плана проведения правового мониторинга на 2022 год, утвержденного приказом МНС от 23 ноября 2021 г. № 120 «О планах подготовки проектов нормативных правовых актов и проведения правового мониторинга».
В рамках правового мониторинга МНС:
- проведено публичное обсуждение постановления, в ходе которого от всех заинтересованных принимались предложения о практике применения постановления, поступающие в электронном виде на электронную почту (shilay@nalog.gov.by);
- направлены запросы заинтересованным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.
Электронные обращения, подпадающее под действие Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», в специальную рубрику МНС «Электронные обращения» на официальном сайте МНС (ttps://www.nalog.gov.by/appeal/) не поступали.
МНС проведен анализ поступивших предложений о практике применения постановления от государственных органов и иных организаций, а также предложений, поступивших на официальный интернет-сайт МНС.
Предложения, содержащие наиболее актуальные вопросы:
1. было предложено рассмотреть возможность проведения ежедневного обновления сведений по НДС системы АИС «Учет счетов-фактур» и системы камерального контроля для своевременного учета корректировок информации (изменения данных) и более оперативного функционирования предварительного контроля;
Справочно. Предложение не поддержано, поскольку в программном обеспечении заложено обновление сведений по НДС системы АИС «Учет счетов-фактур» и системы камерального контроля в ночном режиме.
2. для организаций, имеющих филиальную структуру и большое количество лиц, имеющих электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП), было предложено:
- дополнить функционал Портала электронных счетов-фактур (далее – Портал) формированием сводных аналитических данных на основании выставленных (направленных) и полученных электронных счетов-фактур (далее — ЭСЧФ) в разрезе ФИО пользователя, подписавшего ЭСЧФ личным ключом ЭЦП, подлежащих включению в налоговую декларацию за отчетный период;
- предусмотреть обязательное заполнение строки 17.1 «Код филиала (обособленного подразделения)» при наличии структурных подразделений;
- на Портале в Личном кабинете плательщика в разделе «Мои счета-фактуры» «Входящие» добавить папку 2.4 «На согласовании», а также в раздел «Предварительный контроль по входному НДС» добавить возможность формирования отчета за отчетный период (месяц) в разрезе каждого филиала;
Справочно. Предложение не поддержано, поскольку указанные сводные аналитические данные могут быть сформированы путем осуществления предварительного контроля показателей налоговых деклараций на основе выставленных (направленных) и полученных ЭСЧФ с последующей выборкой по интересующему показателю.
3. было предложено дополнить функционал Портала следующими возможностями:
- при получении ошибочно выставленного ЭСЧФ реализовать функцию инициирования аннулирования ЭСЧФ получателем ЭСЧФ путем отправки в личный кабинет сообщения автору ЭСЧФ;
- при просмотре подписи или полученного ЭСЧФ дополнить сведения контактными данными исполнителя.
Справочно. Предложение не поддержано, поскольку инициатором аннулирования ЭСЧФ может быть лишь плательщик, создавший и выставивший (направивший) ЭСЧФ (п. 10 ст. 131 НК, ч. 5 п. 13, п. 16, ч. 1, 3 п. 30 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением МНС от 25.04.2016 № 15).
4. было предложено рассмотреть возможность заполнения в строительстве ЭСЧФ на основании справки о стоимости работ (С-3а);
Справочно. Предложено не поддержано. ЭСЧФ составляется в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), соответственно, по каждому акту выполненных работ, являющемуся первичным учетным документом. Первичный учетный документ служит основанием для отражения выручки от реализации в бухгалтерском учете, а налоговый учет основывается на бухгалтерском учете. Справка формы С-3а не является первичным учетным документом.
Основные выводы по результатам мониторинга:
- постановление соответствует основным целям его принятия;
- негативных последствий, которые возникли в процессе применения постановления, в ходе правового мониторинга не выявлено;
- постановление следует в целом признать качественным актом законодательства, отвечающим требованиям комплексного и системного регулирования общественных отношений в сфере налогообложения по установлению порядка создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры;
- правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным и комплексным;
- пробелы в правовом регулировании по результатам мониторинга не установлены.