Порядка 73 тыс. рублей предъявлено к уплате в бюджет по результатам проверки коммерческой организации из Шклова, в ходе которой выявлена схема незаконной минимизации налоговых обязательств
Практика осуществления контрольной деятельности показывает, что недобросовестными плательщиками при осуществлении предпринимательской деятельности используются схемы минимизации налоговых обязательств. При этом налоговыми органами постоянно совершенствуются способы и методы контрольной деятельности, что позволяет специалистам контрольных подразделений налоговых органов выявлять недобросовестных плательщиков и пресекать применяемые ими схемы.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) по результатам проверки подлежат корректировке налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Так, при проведении инспекцией МНС по Шкловскому району проверки общества с ограниченной ответственностью «Ц» (далее – ООО «Ц»), осуществляющего розничную торговлю колбасными изделиями и копченостями в специализированных магазинах, установлено отнесение в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимости маркетинговых услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями.
На основании анализа и оценки совокупности установленных обстоятельств и собранных проверкой доказательств установлено, что маркетинговые услуги данными индивидуальными предпринимателями фактически не оказывались, что привело к завышению затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Кроме того, проверкой установлен факт подмены трудовых отношений с работником П. хозяйственными отношениями между субъектами предпринимательской деятельности – ООО «Ц» и индивидуальным предпринимателем П. в целях избежания уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц.
Проверкой денежное вознаграждение индивидуального предпринимателя П. признано заработной платой П., в связи с чем ООО «Ц» признано налоговым агентом и из сумм выплаченных физическому лицу доходов обязано исчислить подоходный налог с физических лиц.
В соответствии со статьей 33 НК проверкой произведена корректировка налоговой базы для исчисления налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и, соответственно, вышеуказанные налоги предъявлены к уплате в бюджет.
Всего по результатам проверки предъявлены к уплате в бюджет налоги и пени в сумме 72,9 тыс. рублей, в том числе подоходный налог с физических лиц в сумме 46,5 тыс. рублей.
Также обращаем внимание, что в 2021 году внесены изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), в соответствии с которыми статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов» дополнена статьей 2431 УК «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов».
В соответствии со статьей 2431 УК устанавливается ответственность налогового агента за уклонение от исполнения обязанности по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или особо крупном размере.
Примечанием к 25 главе УК определено, что крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером ущербом – в две тысячи и более раз превышающую размер такой базовой величины.