Более 122 тыс. рублей предъявлено к уплате в бюджет по результатам проверки коммерческой организации из Могилева, в ходе которой выявлена схема незаконной минимизации налоговых обязательств
Практика осуществления контрольной деятельности показывает, что недобросовестными плательщиками при осуществлении предпринимательской деятельности используются схемы минимизации налоговых обязательств. При этом налоговыми органами постоянно совершенствуются способы и методы контрольной деятельности, что позволяет специалистам контрольных подразделений налоговых органов выявлять недобросовестных плательщиков и пресекать применяемые ими схемы.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) по результатам проверки подлежат корректировке налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Так, при проведении инспекцией МНС по Ленинскому району г.Могилева внеплановой проверки общества с ограниченной ответственностью «Р» (далее – ООО «Р»), осуществляющего деятельность по переработке отходов и лома черных металлов, установлены факты подмены трудовых отношений с двумя работниками П. и К. хозяйственными отношениями между субъектами предпринимательской деятельности – ООО «Р» и индивидуальными предпринимателями П. и К. в целях избежания уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц.
Проверкой денежное вознаграждение данных индивидуальных предпринимателей признано их заработной платой, в связи с чем ООО «Р» признано налоговым агентом и из сумм выплаченных физическим лицам П. и К. доходов обязано исчислить подоходный налог с физических лиц.
На основании статьи 33 НК проверкой произведена корректировка налоговой базы подоходного налога с физических лиц и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Всего по результатам проверки, с учетом иных нарушений, предъявлены к уплате в бюджет налоги и пени в сумме 122,8 тыс. рублей, в том числе подоходный налог с физических лиц в сумме 92,8 тыс. рублей.
Правовая оценка выявленным нарушениям будет дана органами Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 2431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) устанавливается ответственность налогового агента за уклонение от исполнения обязанности по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или особо крупном размере.
Примечанием к 25 главе УК определено, что крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером ущербом – в две тысячи и более раз превышающую размер такой базовой величины.