Краткая информация о результатах проведения правового мониторинга в отношении Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338
1. Объект правового мониторинга.
Объектом правового мониторинга являлся Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ).
2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.
Правовой мониторинг организован Министерством по налогам и сборам (далее – МНС), осуществлялся в период с 16 по 31 мая 2023 г.
3. Правовые основания правового мониторинга.
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и пунктом 1 плана проведения правового мониторинга на 2023 год, утвержденного приказом МНС от 6 декабря 2022 г. № 126.
4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга.
МНС проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ норм Указа по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции;
анализ норм Указа на соответствие требованиям нормотворческой техники, установленным в приложении к Закону № 130-З;
размещение информации о проведении правового мониторинга Указа на сайте «Правовой форум Беларуси» и на официальном сайте МНС в глобальной компьютерной сети Интернет. Предложения о совершенствовании и практике применения Указа посредством сайта «Правовой форум Беларуси» не поступали, в электронном виде на электронную почту МНС (gnk@mail.belpak.by) поступили предложения от 6 заинтересованных субъектов хозяйствования и граждан;
направление запросов в 43 заинтересованных республиканских органа государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в 4 заинтересованных общественных объединения (Палата налоговых консультантов, Совет по развитию предпринимательства, Белорусский республиканский союз юристов, Аудиторская палата) о предоставлении в пределах компетенции информации с предложениями по совершенствованию Указа. Получено 43 ответа, из них с предложениями – 3;
анализ информации и предложений о совершенствовании и практике применения Указа, поступивших от государственных органов и организаций, а также заинтересованных субъектов хозяйствования и граждан.
Электронные обращения, подпадающее под действие Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», посредством системы учета и обработки обращений (https://обращения.бел) не поступали.
5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них.
Исходя из анализа полученной информации от заинтересованных, можно выделить следующие вопросы, по которым внесены предложения в рамках правового мониторинга, о (об):
закреплении права аудиторов и аудиторских организаций на осуществление деятельности по налоговому консультированию.
Справочно. Предложение не поддержано, поскольку Указ, при условии соблюдения его требований, не устанавливает ограничений в отношении осуществления деятельности по налоговому консультированию аудиторами и аудиторскими организациями. При этом правовые основы аудиторской деятельности и оказания иных аудиторских услуг регламентированы Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности»;
уточнении порядка дисциплинарного производства в отношении налоговых консультантов.
Кроме того, дополнительного изучения и обсуждения с заинтересованными требуют следующие вопросы о (об):
обязательном наличии квалификационного аттестата налогового консультанта (данное условие было упразднено в 2019 г.) при оказании услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, представлению интересов в налоговых правоотношениях в налоговых органах и иных государственных органах и организациях;
расширении перечня услуг, оказываемых в рамках деятельности по налоговому консультированию (представление интересов консультируемых лиц в судах; консультирование по вопросам бухгалтерского учета; иные);
предоставлении права назначать на должность главного бухгалтера общественно значимой организации лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат налогового консультанта;
увеличении до пяти лет периода, в течение которого возможно возмещение страховой организацией убытков по договору страхования ответственности коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию.
6. Основные выводы по результатам правового мониторинга:
Указ соответствует основным целям его принятия;
негативных последствий, которые возникли в процессе применения Указа, в ходе правового мониторинга не выявлено;
Указ следует в целом признать качественным актом законодательства, отвечающим требованиям комплексного и системного регулирования общественных отношений в сфере налогового консультирования;
правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным и комплексным;
пробелы в правовом регулировании по результатам мониторинга не установлены;
требуется приведение норм Указа в соответствие с установленной Законом № 130-З нормотворческой техникой.
Также правовой мониторинг Указа позволил выявить резервы оптимизации процесса осуществления деятельности по налоговому консультированию, информация о которых отражена в основной части настоящей справки. Учитывая, что ряд вопросов затрагивает компетенцию иных государственных органов, организаций и общественных объединений, принято решение о их проработке совместно с заинтересованными, приведение в соответствие с Законом № 130-З будет осуществлено при комплексной корректировке Указа.