Комментарий МНС к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» в части исчисления и уплаты налога на прибыль
Инвестиционный вычет
С 1 января 2024 г. подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) установлен запрет на применение инвестиционного вычета по основным средствам, приобретаемым по договорам возвратного лизинга.
Определение возвратного лизинга содержится в абзаце четвертом части первой пункта 4 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526, согласно которому под возвратным лизингом понимается финансовый или оперативный лизинг, при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является одновременно продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Таким образом, специфика данного вида лизинга заключается в том, что лицо, которое является продавцом имущества, является одновременно в рамках одной сделки и лизингополучателем.
Расширен перечень объектов, по которым можно применить инвестиционный вычет.
Так, организациям предоставляется право применять инвестиционный вычет по легковым автомобилям, используемым для краткосрочной аренды (каршеринга), и исключается необходимость восстанавливать инвестиционный вычет при использовании легковых автомобилей для оказания таких услуг. Соответствующие корректировки вносятся в подпункт 3.28 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса.
Внереализационные доходы, внереализационные расходы
С 1 января 2024 г. внесены корректировки в подпункт 3.8 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса, которыми установлено, что в состав внереализационных доходов не подлежат включению суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности, сроков давности для предъявления исполнительных документов к исполнению, а также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания, при условии, что расходы на списание такой дебиторской задолженности не включались в состав внереализационных расходов в связи с ограничениями, установленными подпунктами 3.22 и 3.23 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса.
Кроме этого, подпунктом 3.13 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса организациям предоставлено право не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024–2026 гг., в отношении которых осуществлена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право осуществлять независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.
При этом необходимо отметить, что организации, которые воспользовались правом не включать в состав внереализационных доходов стоимость вышеуказанных объектов, не вправе учитывать при налогообложении прибыли амортизационные отчисления по таким объектам (подп. 1.9 п. 1 ст. 173 Налогового кодекса).
С 1 января 2024 г. внесены изменения в подпункт 3.30 пункта 3 статьи 174 и подпункт 3.36 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса, которыми предусмотрено, что доходы (расходы) вверителя по договору доверительного управления денежными средствами и (или) договору доверительного управления ценными бумагами определяются как сумма прибыли (убытка) по такому договору, рассчитанная доверительным управляющим на основе данных бухгалтерского учета операций доверительного управления, и учитываются в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) в том отчетном периоде, на который приходится дата окончания договора.
С 1 января 2024 г. расширен перечень внереализационных расходов. Так, в состав внереализационных расходов подпунктом 3.513 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса предоставлено право включать расходы юридических лиц, связанные с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При этом термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель» используется в значении, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике».
Необходимо отметить, что перечень расходов юридических лиц, связанных с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые организации вправе включить в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.513 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса, расширен по сравнению с нормами вышеназванного Указа.
В частности, организациям-спонсорам предоставлено право включать в состав внереализационных расходов денежные средства, направленные:
на доставку имущества, непосредственно связанного с производством сельскохозяйственной продукции;
на приобретение материалов, включая горюче-смазочные материалы;
на оплату работ, связанных с выполнением текущего ремонта капитальных строений сельскохозяйственного назначения, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования (включая стоимость материалов и комплектующих).
Льготы по налогу па прибыль
В 2024 г. в соответствии с пунктом 4 статьи 181 Налогового кодекса и пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности) организаций, использующих труд инвалидов, льготируется при выполнении следующих условий:
численность инвалидов в организациях в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период. При этом численность работников (инвалидов) организации в среднем за период определяется согласно части второй подпункта 1.16 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса;
сумма начисленных инвалидам выплат за предшествующий отчетный период составляет не менее 20 % в общей сумме начисленных организациями выплат за этот же период. При этом под начисленными выплатами понимается начисленная сумма выплат, являющихся объектом для начисления обязательных страховых взносов и определенных абзацем вторым части первой пункта 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».
Расчет начисленных выплат производится по каждой организации без учета филиалов, по каждому филиалу.
Также пунктом 4 статьи 181 Налогового кодекса предусмотрено, что в I квартале 2024 г. используется показатель начисленных выплат за IV квартал 2023 г.
Пунктом 5 статьи 181 Налогового кодекса предусмотрена льгота в отношении валовой прибыли ассоциации общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», творческих союзов Республики Беларусь и их фондов по перечню таких организаций, определяемому Президентом Республики Беларусь, которая перенесена из Указа Президента Республики Беларусь от 9 июля 2021 г. № 374 «О налогообложении».
В пункте 12 статьи 181 Налогового кодекса предусмотрены ограничения для применения льготы по налогу на прибыль в отношении облигаций:
Освобождение от налогообложения валовой прибыли от операций с облигациями, указанными выше, подлежит применению, если в соответствии с условиями эмиссии таких облигаций:эмитируемых банками, в установленном порядке осуществляющими привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц в белорусских рублях, обеспеченные обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости;
эмитируемые с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса налоговыми резидентами Республики Беларусь.
срок их обращения составляет более одного года;
в течение года с даты начала их размещения эмитентом не могут осуществляться их досрочное погашение и выкуп.
Введенное с 2024 г. ограничение по применению льготы по операциям с облигациями не распространяется на выпуски облигаций, эмитированных до 1 января 2024 г.
С 1 января 2024 г. отменена льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста.
Ставки налога на прибыль
С 1 января 2024 г. предусмотрена ставка налога на прибыль в размере 25 % для:
белорусской организации без учета филиалов;
для каждого филиала белорусской организации;
для каждого постоянного представительства иностранной организации, — у которых по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 бел. руб.
Под повышенное налогообложение будут подпадать операции, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 20 %. Следовательно, реализация указанной нормы не затронет операции, при налогообложении которых применяются пониженные (повышенные) ставки налога на прибыль.
При превышении налоговой базы по налогу на прибыль 25 000 000 бел. руб. ставка налога на прибыль в размере 25 % будет применяться ко всей налогооблагаемой прибыли, сформированной с начала календарного года и облагаемой налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
С 2024 г. также предусмотрено, что прибыль, полученная:
от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 10 %. В 2023 г. такие операции облагались по ставке 5 %;
от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 5 %. В 2023 г. по таким операциям применялось освобождение от налогообложения.
В пункте 3 статьи 187 Налогового кодекса закреплен порядок пересчета уплаченной (удержанной) суммы налога на прибыль (дохода) в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату исчисления (удержания) налога налоговым агентом при осуществлении зачета на основании справки (иного документа), в которой указана дата исчисления (удержания) налога налоговым агентом и нет даты уплаты налога.