Порядок возврата государственной пошлины
В соответствии с пунктом 18.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц), и подпунктом 1.1.4 пункта 1.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), возврат государственной пошлины является административной процедурой.
Срок осуществления административной процедуры составляет 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
В целях осуществления административной процедуры:
физические лица вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места жительства, места постановки на учет;
ИП вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места постановки на учет (за исключением административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с законодательством в сфере производства и оборота отдельных групп товаров);
юридические лица вправе обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет.
Форма заявления о возврате государственной пошлины установлена приложением 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» (формы заявлений и примеры их заполнения содержатся на сайте МНС раздел «Административные процедуры» вкладка «Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры»; ссылка: https://nalog.gov.by/procedures/).
Обращение в налоговый орган может быть осуществлено путем подачи письменного заявления либо путем подачи электронного заявления через личный кабинет плательщика на едином портале электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (https://portal.gov.by/) не позднее пяти лет со дня уплаты государственной пошлины или со дня принятия судом судебного постановления о возврате государственной пошлины из бюджета.
Обращаем Ваше внимание, что система учета и обработки обращений (обращения.бел) предназначена только для подачи электронных обращений и не предназначена для подачи заявлений об осуществлении административных процедур.
При подаче лично либо направлении по почте письменного заявления о возврате государственной пошлины подлежит предъявлению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, либо их копии. При этом в случае обращения представителя заинтересованного лица также подлежит представлению документ, подтверждающий его полномочия, а в случае обращения руководителя юридического лица – документ, подтверждающий его служебное положение.
При заполнении заявления помимо личных сведений о заинтересованном лице и о платеже, возврат которого производится, подлежат обязательному указанию:
способ возврата (наличными денежными средствами либо на счет в банке (реквизиты счета: номер и тип счета, наименование банка, код банка, код валюты);
сведения об учетном номере операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве (далее – ЕРИП) – в случае его уплаты посредством платежной системы в ЕРИП;
государственный орган, иная уполномоченная организация, должностное лицо, к которым обращалось заинтересованное лицо за совершением юридически значимых действий и за которые была уплачена государственная пошлина.
Документ, в котором указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, запрашивается налоговым органом. При желании заинтересованное лицо при подаче заявления вправе представить такой документ самостоятельно.
В случае, если государственная пошлина уплачивалась заинтересованным лицом иным способом (без использования платежной системы в ЕРИП), к заявлению также следует прилагать оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (при возврате государственной пошлины в полном размере), либо копию указанного документа (при частичном возврате государственной пошлины).
Административное решение по итогам осуществления административной процедуры принимается в форме заявки (заключения) на возврат налогов, сборов (пошлин), пеней.
Возврат государственной пошлины, поступившей в республиканский бюджет от плательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящихся за пределами Республики Беларусь, осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), и пунктом 18.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц).
Порядок обращения за осуществлением указанной административной процедуры в целом не отличается от вышеизложенного порядка за исключением того, что заинтересованному лицу с заявлением о возврате государственной пошлины следует обращаться в инспекцию МНС по г. Минску. Представление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и документа, в котором указаны обстоятельства для возврата такой государственной пошлины, не требуется.
Возврат государственной пошлины производится в той валюте, в которой государственная пошлина была уплачена.