12 августа 2021
О предотвращении фактов выплаты заработной платы в конвертах
Налоговые органы наряду с систематической профилактической работой, включающей в себя разъяснение налогового законодательства, проводят комплекс контрольно-аналитических мероприятий, направленных на недопущение выплат заработной платы в конвертах.
На вопросы граждан о проводимой работе ответят участники онлайн-конференции.
Участники:
Андрей Ковалевский - Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси
Галина Ковалева - Заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
Лилия Романчук - Начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
Марина Дробышевская - Начальник управления документальных проверок Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА: С 19 июня 2021 года в Беларуси ужесточается ответственность нанимателей за выплату зарплаты “в конвертах”. Уголовную ответственность наниматель будет нести не только за уклонение от исполнения обязанностей по перечислению в бюджет налогов, сборов, но и за умышленное неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Кто может быть привлечен к ответственности, а кто – от нее освобожден?
Дробышевская Марина: Я хотела бы подчеркнуть, что уголовная ответственность предусмотрена исключительно за умышленные действия, связанные с неуплатой страховых взносов и не перечислением налоговых сборов, и только при условии, что сумма неуплаченных платежей превысит крупный размер. Для налогов и сборов - это 1 тыс. базовых величин, для страховых взносов - это 2,5 тыс. базовых величин. В настоящее время это Br 29 тыс. и Br72,5 тыс соответственно.
Еще одно обязательное условие привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов - это доказанный факт их умышленного неначисления. Должностные лица организации, которые не скрывают заработную плату, начисляют страховые взносы, но не перечисляют их Фонд социальной защиты населения в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете будут по-прежнему нести административную ответственность.
Евгений Курлович, Минск: Сколько уголовных дел с начала года было возбуждено по фактам выплаты зарплат в конвертах? Приведите наиболее яркие примеры.
Дробышевская Марина: По состоянию на сегодняшний день уже органами финансовых расследований возбуждено 20 уголовных дел по установленным фактам выплаты зарплаты в конвертах. И, наверное, самые яркие примеры - это факты выплаты зарплаты в конвертах, которые пересечены Департаментом финансовых расследований и нашим управлением по Брестской области в отношении 3 коммерческих структур Минска и Бреста. Сумма, выданных работникам, так называемых, серых зарплат составило более Br 11 млн.
Департаментом финансовых расследований пресечена противоправная деятельность учредителя и директора одного из минских обществ, которые при пособничестве должностных лиц предприятия склонил работников отдела маркетинга к формальной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей и выплачивал им зарплату в конверте под видом дохода от предпринимательской деятельности. При этом в трудовых отношениях между работниками и обществом никаких изменений не произошло. Работники располагались на своих рабочих местах по месту нахождения общества, работали полный рабочий день, пользовались имуществом общества и в случае контактов с клиентами представлялись именно работниками общества. В качестве ИП они не осуществляли самостоятельную предпринимательскую деятельность и несли никаких рисков и имущественной ответственности. Разница состояла лишь в том, что после регистрации в качестве ИП, работники отдела маркетинга стали официально получать в обществе минимальную заработную плату, которая по состоянию на сегодняшний день установлена в размере Br400 руб, остальные выплаты им перечислялись уже как выплаты индивидуальным предпринимателем. И вот с использованием такой противоправной схемы 21 работнику предприятия с января 2015 года по июнь 2021 года было выплачено около Br10 млн зарплаты в конверте. С этих выплат соответственно не начислялись и не уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и подоходный налог. Государству причинен ущерб в сумме Br2,5 млн. В отношении учредителя и директора этого общества, а также должностных лиц предприятия возбуждено уголовное дело, а на их имущество стоимостью около Br4,5 млн наложен арест.
Также были достаточно показательны в качестве примера установленные факты выплаты зарплаты в конверте директорами двух частных предприятий, осуществляющих деятельность в области строительства в городе Бресте. Установлено, что директоры коммерческих структур для снижения размера подлежащих к уплате обязательных страховых взносов более года выплачивали заработную плату своим работникам двумя способами: официально выплачивали минимальную заработную плату с зачислением на картсчета этих работников и наличными без отражения по бухгалтерскому и налоговому учету. Источниками выплат зарплаты в конвертах являлись денежные средства в одном случае выводимые на расчетные счета подконтрольных директору индивидуальных предпринимателей по фиктивным договорам строительного подряда, а во втором случае выплачиваемые самим же работником в виде компенсации по заключенным с ними фиктивным договорам об использовании личного имущества в служебных целях. С использованием таких схем руководители выплатили работникам серую зарплату в конвертах на сумму в первом случае Br835 тыс, во втором случае – Br420 тыс. Установленный государству ущерб составил Br292 тыс. и Br147 тыс. соответственно. По данным фактам в отношении директоров возбуждены уголовные дела, и также принимаются меры по возмещению этого ущерба в бюджет.
Сергей, Брест: Какие мошеннические схемы применяют частные компании?
Дробышевская Марина: Что касается схем, я привела схемы таких действий, которые используются в части вуалирование заработной платы в конвертах под выплаты, которые опять же по документам не относятся к Фонду оплаты труда, и, соответственно, с этих сумм не удерживаются подоходный налог и страховые взносы. При этом фактически это является заработной платой.
В большинстве же случаев и в ходе наших аналитических мероприятий в тесном взаимодействии с налоговыми органами мы сталкиваемся с более простыми вариантами, когда людей просто не трудоустраивают официально в организации и заработную плату им выплачивают наличными без каких-либо ведомостей, просто выдавая ее в конверте, и в учете, соответственно, тоже никаким образом это не отражается. Источниками таких выплат, как правило, являются также скрытые от налогообложения суммы либо скрытой выручки, либо это суммы налогов, которые не доплачивается в бюджет, а выводятся через свои аффилированные структуры и потом они же являются источниками выплат этих зарплаты в конвертах. Второй вариант - это когда люди официально трудоустроены и получают часть официально, проводится это все через регистры бухгалтерского учета, перечисляется либо на картсчета, либо люди расписыватся в ведомости. И такие, назовем их, белые заработные платы обычно достаточно маленькие и по своему размеру приближенные к размеру минимальной заработной платы, как правило, это Br400-500, в редких случаях Br600 руб. То есть вот этот вот размер белой зарплаты варьируется, но и максимально приближен к размеру минимальной заработной платы. Оставшаяся часть заработной платы, как правило, большая выплачивается уже наличными без отражения в учете и, соответственно, без удержания каких-либо налогов и страховых взносов с этой суммы.
Мария, Гомель: Какие контрольно-аналитические мероприятия по недопущению выплат заработной платы в конвертах проводит Министерство по налогам и сборам?
Ковалева Галина: Выявление и пресечение нарушений, которые связаны с выплатой зарплат в конвертах, уже не первый год являются одним из приоритетных направлений, которое отрабатывают налоговые органы. Вместе с тем, во исполнение поручения главы государства это работа была активизирована. Только за первое полугодие текущего года в рамках камерального контроля в адрес организации направлено 16,5 тыс. уведомлений и сообщений, по результатам которых подоходного налога добровольно уплачено порядка Br5 млн. Проведено 479 проверок, по результатам которых только подоходного налога предъявлено к уплате Br 2,5 млн.
Корр. БЕЛТА: Как осуществляется контроль за соответствием доходов и расходов граждан? Ковалевский Андрей: В соответствии с законом о декларировании налоговые органы анализируют информацию о доходах и расходах гражданина, приобретенном им имуществе. Не секрет, что в налоговый орган определяется большое количество информации, это информация о приобретении транспортных средств, недвижимого имущества, информация о доходов граждан, полученных в Республике Беларусь (это данные Фонда социальной защиты населения), информация о денежных переводах, поступающих из-за границы и ряд другой информации. Налогового органа самостоятельно без вызова гражданина анализирует эти полученные сведения, и если устанавливается превышение расходов над доходами на сумму не менее 250 базовых величин, то это уже является основанием для истребования декларации о доходах и имуществе и дальнейшее проведение проверки.
Вообще технология проверки очень несложная, если в двух словах обрисовать, то первое - это анализ. Если есть превышение 250 базовых величин, после этого у физического лица истребуется декларация о доходах и имуществе. На основании истребованной декларации и всей имеющейся в налоговом органе информации проводится сопоставление доходов и расходов. Проверяемый период, как правило, составляет 10 последних полных календарных лет и несколько месяцев текущего календарного года. Единственное, если физическое лицо заявить, что доходы на какие-то расходные части он получил более 10 лет назад, то проверка углубляется еще на более продолжительный период. То есть налоговые органы истребовали декларацию о доходах и имуществе, сделали сопоставления доходов и расходов, составили соответствующие расчеты, если денежных средств физическому лицу не хватает, то такому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках денежных средств. В течение месяца физическое лицо должно прокомментировать, какие доходы из законных и легальных источников он получил. Это может быть и какие-то кредиты, это могли быть подарки, займы, продажа какое-то имущества, те доходы, сведения о которых изначально отсутствовали в налоговых органах. Если физическое лицо уже не представит такие пояснения либо не сможет подтвердить, что у них были легальные источники доходов на покрытие тех расходов, которые уставил налоговый орган, то сумма превышения расходов над доходами облагается подоходным налогом. Ставка налога повышенная, она составляет 16%. То есть по итогам проверки, если человек не может пояснить источники, составляется акт проверки и ему направляется требование заплатить налог по ставке 16%.
Корр. БЕЛТА: В текущем году значительное внимание уделяется выявлению и пресечению фактов выплаты заработной платы "в конвертах". Каким образом налоговые органы помимо непосредственных проверок субъектов хозяйствования могут выявлять сокрытые от налогообложения доходы граждан?
Ковалевский Андрей: В Беларуси предусмотрено законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов. То есть это одна из дополнительных мер по выявлению сокрытых от налогообложения доходов. То есть когда идет не прямая проверка предприятия, субъекта хозяйствования, индивидуального предпринимателя, а когда через расходную часть гражданина выявляется его сокрытие доходов. На примерах видно, что человек приобретает неоднократное имущество, а заработная плата у него либо отсутствует, либо она менее бюджета прожиточного минимума. Тогда сразу возникает вопрос, на какие доходы приобретено имущество? В этих целях и предусмотрено законодательство, которое позволяет через расходную часть человека выйти уже именно на то, что он где-то скрывает свои доходы.
На вопросы граждан о проводимой работе ответят участники онлайн-конференции.
Участники:
Андрей Ковалевский - Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси
Галина Ковалева - Заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
Лилия Романчук - Начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
Марина Дробышевская - Начальник управления документальных проверок Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА: С 19 июня 2021 года в Беларуси ужесточается ответственность нанимателей за выплату зарплаты “в конвертах”. Уголовную ответственность наниматель будет нести не только за уклонение от исполнения обязанностей по перечислению в бюджет налогов, сборов, но и за умышленное неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Кто может быть привлечен к ответственности, а кто – от нее освобожден?
Дробышевская Марина: Я хотела бы подчеркнуть, что уголовная ответственность предусмотрена исключительно за умышленные действия, связанные с неуплатой страховых взносов и не перечислением налоговых сборов, и только при условии, что сумма неуплаченных платежей превысит крупный размер. Для налогов и сборов - это 1 тыс. базовых величин, для страховых взносов - это 2,5 тыс. базовых величин. В настоящее время это Br 29 тыс. и Br72,5 тыс соответственно.
Еще одно обязательное условие привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов - это доказанный факт их умышленного неначисления. Должностные лица организации, которые не скрывают заработную плату, начисляют страховые взносы, но не перечисляют их Фонд социальной защиты населения в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете будут по-прежнему нести административную ответственность.
Евгений Курлович, Минск: Сколько уголовных дел с начала года было возбуждено по фактам выплаты зарплат в конвертах? Приведите наиболее яркие примеры.
Дробышевская Марина: По состоянию на сегодняшний день уже органами финансовых расследований возбуждено 20 уголовных дел по установленным фактам выплаты зарплаты в конвертах. И, наверное, самые яркие примеры - это факты выплаты зарплаты в конвертах, которые пересечены Департаментом финансовых расследований и нашим управлением по Брестской области в отношении 3 коммерческих структур Минска и Бреста. Сумма, выданных работникам, так называемых, серых зарплат составило более Br 11 млн.
Департаментом финансовых расследований пресечена противоправная деятельность учредителя и директора одного из минских обществ, которые при пособничестве должностных лиц предприятия склонил работников отдела маркетинга к формальной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей и выплачивал им зарплату в конверте под видом дохода от предпринимательской деятельности. При этом в трудовых отношениях между работниками и обществом никаких изменений не произошло. Работники располагались на своих рабочих местах по месту нахождения общества, работали полный рабочий день, пользовались имуществом общества и в случае контактов с клиентами представлялись именно работниками общества. В качестве ИП они не осуществляли самостоятельную предпринимательскую деятельность и несли никаких рисков и имущественной ответственности. Разница состояла лишь в том, что после регистрации в качестве ИП, работники отдела маркетинга стали официально получать в обществе минимальную заработную плату, которая по состоянию на сегодняшний день установлена в размере Br400 руб, остальные выплаты им перечислялись уже как выплаты индивидуальным предпринимателем. И вот с использованием такой противоправной схемы 21 работнику предприятия с января 2015 года по июнь 2021 года было выплачено около Br10 млн зарплаты в конверте. С этих выплат соответственно не начислялись и не уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и подоходный налог. Государству причинен ущерб в сумме Br2,5 млн. В отношении учредителя и директора этого общества, а также должностных лиц предприятия возбуждено уголовное дело, а на их имущество стоимостью около Br4,5 млн наложен арест.
Также были достаточно показательны в качестве примера установленные факты выплаты зарплаты в конверте директорами двух частных предприятий, осуществляющих деятельность в области строительства в городе Бресте. Установлено, что директоры коммерческих структур для снижения размера подлежащих к уплате обязательных страховых взносов более года выплачивали заработную плату своим работникам двумя способами: официально выплачивали минимальную заработную плату с зачислением на картсчета этих работников и наличными без отражения по бухгалтерскому и налоговому учету. Источниками выплат зарплаты в конвертах являлись денежные средства в одном случае выводимые на расчетные счета подконтрольных директору индивидуальных предпринимателей по фиктивным договорам строительного подряда, а во втором случае выплачиваемые самим же работником в виде компенсации по заключенным с ними фиктивным договорам об использовании личного имущества в служебных целях. С использованием таких схем руководители выплатили работникам серую зарплату в конвертах на сумму в первом случае Br835 тыс, во втором случае – Br420 тыс. Установленный государству ущерб составил Br292 тыс. и Br147 тыс. соответственно. По данным фактам в отношении директоров возбуждены уголовные дела, и также принимаются меры по возмещению этого ущерба в бюджет.
Сергей, Брест: Какие мошеннические схемы применяют частные компании?
Дробышевская Марина: Что касается схем, я привела схемы таких действий, которые используются в части вуалирование заработной платы в конвертах под выплаты, которые опять же по документам не относятся к Фонду оплаты труда, и, соответственно, с этих сумм не удерживаются подоходный налог и страховые взносы. При этом фактически это является заработной платой.
В большинстве же случаев и в ходе наших аналитических мероприятий в тесном взаимодействии с налоговыми органами мы сталкиваемся с более простыми вариантами, когда людей просто не трудоустраивают официально в организации и заработную плату им выплачивают наличными без каких-либо ведомостей, просто выдавая ее в конверте, и в учете, соответственно, тоже никаким образом это не отражается. Источниками таких выплат, как правило, являются также скрытые от налогообложения суммы либо скрытой выручки, либо это суммы налогов, которые не доплачивается в бюджет, а выводятся через свои аффилированные структуры и потом они же являются источниками выплат этих зарплаты в конвертах. Второй вариант - это когда люди официально трудоустроены и получают часть официально, проводится это все через регистры бухгалтерского учета, перечисляется либо на картсчета, либо люди расписыватся в ведомости. И такие, назовем их, белые заработные платы обычно достаточно маленькие и по своему размеру приближенные к размеру минимальной заработной платы, как правило, это Br400-500, в редких случаях Br600 руб. То есть вот этот вот размер белой зарплаты варьируется, но и максимально приближен к размеру минимальной заработной платы. Оставшаяся часть заработной платы, как правило, большая выплачивается уже наличными без отражения в учете и, соответственно, без удержания каких-либо налогов и страховых взносов с этой суммы.
Мария, Гомель: Какие контрольно-аналитические мероприятия по недопущению выплат заработной платы в конвертах проводит Министерство по налогам и сборам?
Ковалева Галина: Выявление и пресечение нарушений, которые связаны с выплатой зарплат в конвертах, уже не первый год являются одним из приоритетных направлений, которое отрабатывают налоговые органы. Вместе с тем, во исполнение поручения главы государства это работа была активизирована. Только за первое полугодие текущего года в рамках камерального контроля в адрес организации направлено 16,5 тыс. уведомлений и сообщений, по результатам которых подоходного налога добровольно уплачено порядка Br5 млн. Проведено 479 проверок, по результатам которых только подоходного налога предъявлено к уплате Br 2,5 млн.
Корр. БЕЛТА: Как осуществляется контроль за соответствием доходов и расходов граждан? Ковалевский Андрей: В соответствии с законом о декларировании налоговые органы анализируют информацию о доходах и расходах гражданина, приобретенном им имуществе. Не секрет, что в налоговый орган определяется большое количество информации, это информация о приобретении транспортных средств, недвижимого имущества, информация о доходов граждан, полученных в Республике Беларусь (это данные Фонда социальной защиты населения), информация о денежных переводах, поступающих из-за границы и ряд другой информации. Налогового органа самостоятельно без вызова гражданина анализирует эти полученные сведения, и если устанавливается превышение расходов над доходами на сумму не менее 250 базовых величин, то это уже является основанием для истребования декларации о доходах и имуществе и дальнейшее проведение проверки.
Вообще технология проверки очень несложная, если в двух словах обрисовать, то первое - это анализ. Если есть превышение 250 базовых величин, после этого у физического лица истребуется декларация о доходах и имуществе. На основании истребованной декларации и всей имеющейся в налоговом органе информации проводится сопоставление доходов и расходов. Проверяемый период, как правило, составляет 10 последних полных календарных лет и несколько месяцев текущего календарного года. Единственное, если физическое лицо заявить, что доходы на какие-то расходные части он получил более 10 лет назад, то проверка углубляется еще на более продолжительный период. То есть налоговые органы истребовали декларацию о доходах и имуществе, сделали сопоставления доходов и расходов, составили соответствующие расчеты, если денежных средств физическому лицу не хватает, то такому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках денежных средств. В течение месяца физическое лицо должно прокомментировать, какие доходы из законных и легальных источников он получил. Это может быть и какие-то кредиты, это могли быть подарки, займы, продажа какое-то имущества, те доходы, сведения о которых изначально отсутствовали в налоговых органах. Если физическое лицо уже не представит такие пояснения либо не сможет подтвердить, что у них были легальные источники доходов на покрытие тех расходов, которые уставил налоговый орган, то сумма превышения расходов над доходами облагается подоходным налогом. Ставка налога повышенная, она составляет 16%. То есть по итогам проверки, если человек не может пояснить источники, составляется акт проверки и ему направляется требование заплатить налог по ставке 16%.
Корр. БЕЛТА: В текущем году значительное внимание уделяется выявлению и пресечению фактов выплаты заработной платы "в конвертах". Каким образом налоговые органы помимо непосредственных проверок субъектов хозяйствования могут выявлять сокрытые от налогообложения доходы граждан?
Ковалевский Андрей: В Беларуси предусмотрено законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов. То есть это одна из дополнительных мер по выявлению сокрытых от налогообложения доходов. То есть когда идет не прямая проверка предприятия, субъекта хозяйствования, индивидуального предпринимателя, а когда через расходную часть гражданина выявляется его сокрытие доходов. На примерах видно, что человек приобретает неоднократное имущество, а заработная плата у него либо отсутствует, либо она менее бюджета прожиточного минимума. Тогда сразу возникает вопрос, на какие доходы приобретено имущество? В этих целях и предусмотрено законодательство, которое позволяет через расходную часть человека выйти уже именно на то, что он где-то скрывает свои доходы.
Источник БЕЛТА