В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.
В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 4 Положения № 924/16 прием платежей осуществляется с использованием кассового оборудования .
Для целей Положения № 924/16 определено, что индивидуальные предприниматели используют кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающую машину, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре, при условии установки на них средств контроля.
Справочно
Средство контроля устанавливается на кассовый аппарат юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассовых аппаратов либо их техническое обслуживание и ремонт.
Образцы средств контроля, предназначенных для установки на кассовые аппараты, а также порядок их использования и учета утверждаются Министерством по налогам и сборам по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации.
Индивидуальные предприниматели, использующие кассовые аппараты, обеспечивают сохранность и целостность средств контроля, установленных на них.
Справочно
Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают платежи в свой адрес наличными денежными средствами (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без использования кассового оборудования в течение трех месяцев с даты их государственной регистрации (пункт 36 Положения № 924/16).
Кроме того, субъекты хозяйствования вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в перечисленных ниже случаях при условии, если этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не зарегистрированы в СККО кассовый суммирующий аппарат или программная касса для приема платежей , в перечисленных ниже случаях:
При этом, в соответствии с пунктом 37 Положения № 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием платежей в свой адрес наличными денежными средствами (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подпунктах 35.1 и 35.5 (если стоимость единицы продаваемого товара составляет либо превышает одну базовую величину), 35.12, 35.15 - 35.17, 35.20, и 35.22 пункта 35 и пункте 36 Положения № 924/16, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема таких платежей документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
В случае приема платежей в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подпунктах 35.1 и 35.5 (если стоимость единицы продаваемого товара составляет менее одной базовой величины), 35.6 - 35.11, 35.19, 35.23, 35.25 пункта 35 Положения № 924/16, осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не реже чем один раз в семь дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период, определяемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не реже одного раза в семь дней.
В случаях, предусмотренных в подпунктах 35.6 и 35.11 пункта 35 Положения № 924/16 (в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи), при отражении на бланке документа с определенной степенью защиты каждого факта приема платежей в свой адрес наличными денежными средствами оформление приходного кассового ордера по окончании рабочего дня (смены) не требуется (пункт 39 Положения № 924/16).
В случаях, указанных в подпунктах 35.13, 35.18 и 35.24 пункта 35 Положения № 924/16, при приеме платежей в свой адрес наличными денежными средствами покупателю (потребителю) продаются (выдаются) документы, оформленные на бланках документов с определенной степенью защиты.
Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг - влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, (часть 1 статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, - влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин (часть 2 статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Прием средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования или без оформления установленного законодательством документа в случаях, когда применение кассового оборудования не требуется, - влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, (статья 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).