Справочная информация
11 апреля 2023

Почему в некоторых минских магазинах часто недоступна безналичная оплата, и кому это может быть выгодно


В столице появился ряд дисконт-центров, владельцы которых, очевидно, уклоняются от уплаты налогов. Что за наказание грозит за подобные махинации и какую схему используют недобросовестные предприниматели, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Вполне возможно, стремление уклониться от уплаты налогов обусловлено низкими ценами на товары. Даже стоимость носков тут, безусловно, отличается от средней по городу (2–3 рубля за пару). Потерянные ввиду снижения цен деньги владельцы точек могут стремиться «отбить» за счет махинаций. Кассиры убеждают посетителей в том, что терминал не работает, и отправляют их к банкомату, дабы те смогли расплатиться наличными. В таком случае после оплаты покупок наличными деньгами такие продавцы не спешат давать чек. Если человек сразу уходит, то ничего не пробивают по кассе.

Решаю проверить схему на себе и отправляюсь в один из таких магазинов, расположенный недалеко от станции метро «Малиновка». Чек примерно на 5 рублей – для эксперимента достаточно. Продавцы спокойно пробивают товар. На мое «по карте» произносят короткое «наличка». Отвечаю, что могу оплатить только переводом, и интересуюсь, есть ли с этим какие-то проблемы. Кассирша теряется, а ее коллега отвечает отрицанием и набирает нужную сумму на терминале.

Объяснить их покладистость можно было бы тем, что сейчас утро (еще не «отбили» нужную сумму на терминале), но часы показывают 15:30.

Перед уходом повторно интересуюсь тем, почему они просили расплатиться наличными. Мол, я хотела бы снова посетить магазин, поэтому логичнее будет подготовиться к следующему визиту и подойти к банкомату заранее.

– У нас тут перебои связи, периодически оплата не проходит. Здание плохое… да и этот банк… – отвечает более разговорчивый продавец.

Что ж, может, и так. Доверяй, но проверяй, как говорится… На втором этаже здания расположен еще один магазин, обувной. Подхожу к молодому человеку за прилавком и спрашиваю, бывают ли у них проблемы с безналичной оплатой из-за перебоев связи. Он отвечает: «Нет, у нас таких сложностей не возникает».

В любом случае мой опыт общения с продавцами магазина уцененных товаров оказался относительно безболезненным, в отличие от бэкграунда другой посетительницы, с которой мне удалось поговорить.

– В этот магазин иногда заходит моя дочка. Мама тоже его посещает. И каждый раз проблемы с безналичной оплатой. Однажды вообще сказали, что терминала нет. Завязался конфликт, мама попросила жалобную книгу. И как только она это сделала, терминал сразу же достали из-под прилавка, – рассказывает девушка.

Как отмечает начальник отдела оперативных мероприятий инспекции МНС по Минску Сергей Добровольский, «проблемы с банком» – это частый предлог, под которым кассиры отказываются проводить безналичную оплату. Некоторые продавцы и вовсе спокойно вешают на терминал табличку «не работает», чтобы посетители не задавали лишних вопросов.

– Если с терминалом возникли какие-то проблемы, работники магазина должны обратиться в соответствующий банк, сотрудники которого выдадут им определенный документ. В нем будет прописано, что оплата не проходит не по вине работников торговой точки. За отсутствием документа либо должностное, либо юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.15 Кодекса РБ об административных нарушениях. Максимальный штраф составляет 200 базовых величин, – рассказывает С. Добровольский.

Такие ситуации в их практике не редкость. Ряд недобросовестных предпринимателей пытается скрывать значительную часть своего наличного оборота. Это делается в первую очередь для того, чтобы уклоняться от уплаты причитающихся сумм налогов (сборов), пошлин, а также предоставлять работникам заработную плату «в конверте».

Отправной точкой для проведения контрольных мероприятий в первую очередь становятся результаты анализа деятельности юридических лиц. Зачастую информация о нарушениях, в том числе налогового законодательства, поступает от неравнодушных клиентов (не выдали чек в магазине) посредством написания ими заявления. Кроме того, она может сообщаться иными государственными органами. Полученная от заявителей информация, как правило, подтверждается в ходе контрольных мероприятий.

ссылка: https://youtu.be/_f6K_KVvZqk?t=6m46s