Ответы на актуальные вопросы – Указ от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации»
Вопрос: Какие вопросы по сбору за размещение (распространение) рекламы разъясняют налоговые органы?
Ответ: Налоговые органы разъясняют следующие вопросы по администрированию сбора за размещение (распространение) рекламы:
- порядок заполнения и представления расчета по сбору в налоговые органы;
- порядок уплаты (включая возможность уплаты сбора за плательщика иными лицами), взыскание сбора в бюджет;
- применение ответственности за несвоевременные представление расчета в налоговые органы и несвовременную уплату в бюджет сбора.
Вопрос: Каким документом установлена форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Форма расчета по сбору за размещение (распространение) рекламы утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.04.2022 № 16 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2» (приложение 396 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2).
Вопрос: Нужно ли представлять расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы при отсутствии объекта налогообложения?
Ответ: Расчет представляется только при наличии объекта обложения указанным сбором.
Вопрос: Куда организация должна представить расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы представляется организацией в налоговый орган по месту постановки организации на учет.
Вопрос: Каким образом заполняется расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы организацией, имеющей филиалы, самостоятельно исполняющие налоговые обязательства организации?
Ответ: В расчете, представляемой организацией, подлежат отражению сведения по деятельности организации и всех ее филиалов.
Вопрос: За какой первый отчетный период 2022 года и когда плательщик сбора за размещение (распространение) рекламы должен представить расчет по сбору?
Ответ: Первый отчетный период в 2022 году, за который плательщиком при наличии объекта обложения указанным сбором представляется расчет, - 2 квартал 2022 года. Срок представления расчета за 2 квартал 2022 года - не позднее 20 июля 2022 года.
Вопрос: Каким образом заполнять расчет по сбору за 2 квартал 2022 г.: за весь квартал или только за май-июнь 2022 г.?
Ответ: В расчете за 2 квартал 2022 г. отражаются показатели за май-июнь 2022 года.
Вопрос: Какой первый срок уплаты сбора за размещение (распространение) рекламы за 2 квартал 2022 года?
Ответ: Не позднее 22 июля 2022 года.
Вопрос: Может ли вместо плательщика уплатить в бюджет сбор за размещение (распространение) рекламы другое лицо?
Ответ: С учетом положений части второй подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131, части второй пункта 2 статьи 42 Налогового кодекса Республики Беларусь, уплата сбора может осуществляться за плательщика иным лицом, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налога, сбора (пошлины).
Вопрос: Признается ли иностранная организация либо представительство иностранной организаций, осуществляющее деятельность в Республике Беларусь, юридическим лицом Республики Беларусь в целях определения плательщика сбора за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Иностранная организация, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность в Республике Беларусь, с учетом норм пункта 3 статьи 51, статьи 51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, не является юридическим лицом Республики Беларусь и, соответственно, плательщиком сбора за размещение (распространение) рекламы не признается.
Вопрос: Организация-рекламодатель не является плательщиком НДС. При этом организация, которая оказывала для организации-рекламодателя услуги по размещению рекламы, в акте оказанных услуг указала стоимость услуг по размещению рекламы без НДС, сумму НДС, стоимость услуг по размещению рекламы с НДС. Каким образом определить базу для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Таким образом, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, вне зависимости от того является ли рекламодатель плательщиком НДС или нет.
Вопрос: Организация-рекламодатель не является плательщиком НДС. Сумму НДС, предъявленную исполнителем услуги за размещение (распространение) рекламы в бухгалтерском отчете относит на увеличение стоимости таких услуг. Каким образом определить базу для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Таким образом, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, вне зависимости от того принимается ли рекламодателем предъявленная ему исполнителем услуг сумма НДС к вычету или относится на увеличение стоимости оказанных для него услуг.
Вопрос: В декабре 2021 года организация-рекламодатель выплатила рекламораспространителю аванс за оказание услуг по размещению рекламы. Указанные услуги фактически были оказаны 10 мая 2022 г. Нужно ли исчислять сбор за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Сбор за размещение (распространение) рекламы введен с 1 мая 2022 г. Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемой ситуации сбор за размещение (распространение) рекламы нужно исчислить, потому как услуги по размещению (распространению) рекламы оказаны для рекламодателя в мае 2022 г.
Порядок расчетов между сторонами договора за указанные услуги (аванс или последующая оплата) не оказывает влияния на определение базы сбора.
Вопрос: В договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем, цена услуг по размещению рекламы указана в валюте и предусмотрено, что оплата услуг производится в месяце, следующем за месяцем их оказания. Каким образом определять сумму сбора за размещение (распространение) рекламы по таким договорам?
Ответ: Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Факт оказания для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы подтверждается первичным учетным документом, составленном в установленном законодательством порядке. Таким образом, база по сбору размещение (распространение) рекламы организацией, ведущей бухгалтерский учет, определяется исходя из стоимости услуг по размещению (распространению) рекламы, оказанных для рекламодателя, отраженной в белорусских рублях в бухгалтерском учете. Порядок расчетов между сторонами договора за указанные услуги не оказывает влияния на определение базы сбора.