Использование электронных накладных – обязанность субъекта хозяйствования.
По общему правилу, субъекты хозяйствования обязаны применять электронные накладные по операциям, связанным с оборотом товаров:
- с 01.07.2021 подлежащих маркировке и промаркированных незащищенными средствами идентификации (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров»);
- с 01.12.2021 подлежащих прослеживаемости (п. 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров»).
В рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики, одобренного 06.04.2022 на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь, до 31.12.2022 установлен мораторий на применение контролирующими органами мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных.
В этой связи субъектам хозяйствования в качестве временной меры разрешается использование товарно-транспортных и товарных накладных, составленных на бумажных носителях.
Вместе с тем, в отношении совершения операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, после подключения контрагентов к системе электронного документооборота, но не позднее 31 декабря 2022 года, операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, совершенные с 1 декабря 2021 года, подлежат оформлению электронными накладными.