Комментарии к Закону Республики Беларусь от 31 декабря 2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» в части подоходного налога с физических лиц
Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части налогообложения подоходным налогом с физических лиц (далее — подоходный налог) являются следующие.
Внесен ряд изменений и дополнений в перечни доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом и освобождаемых от подоходного налога:
1). в целях унификации объектов и применения единообразных подходов при исчислении подоходного налога и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь внесены уточнения и дополнения в вышеуказанные перечни доходов.
Так, пункт 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) уточнен нормами, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами:
- в виде материального обеспечения, в размере оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение культурных мероприятий, а также мероприятий, приуроченных к общереспубликанским и (или) профессиональным праздничным дням (под. 2.3 п. 2 ст. 196 НК);
- в размере стоимости выданных (компенсированных) в соответствии с законодательством лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов, выданных спортивной формы, униформы, фирменной одежды, независимо от того, выданы они на возвратной или безвозвратной основе (подп. 2.4 п. 2 ст. 196 НК);
- в размере стоимости любых медицинских осмотров, освидетельствований, проводимых в соответствии с законодательством, профилактических прививок (вакцинации), оплаченных или возмещенных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.10 п. 2 ст. 196 НК);
- в виде суточных (стипендий), в размере расходов по оплате (возмещению) организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися местом основной работы (службы, учебы), за проезд к месту обучения и обратно, наем жилого помещения при направлении работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в пределах Республики Беларусь в период обучения в порядке и размерах, установленных законодательством (подп. 2.131 п. 2 ст. 196 НК).
Также внесены дополнения в статью 208 НК, в соответствии с которыми от подоходного налога освобождаются:
- оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости, осуществляемая из средств местных бюджетов (п. 1 ст. 208 НК);
- компенсация за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих физическому лицу (абз. 1 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК);
- компенсационные выплаты, получаемые работниками от нанимателей за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (абз. 7 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК);
- компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам (абз. 10 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК);
- любые выплаты, производимые нанимателем, профсоюзной организацией, общественным объединением в связи со смертью военнослужащего, работника, его близких родственников (пп. 11 и 111 ст. 208 НК);
- стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей, в том числе усыновленных, удочеренных, а также лиц, над которыми установлена опека, попечительство, в возрасте до восемнадцати лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (п. 14 ст. 208 НК);
- доходы в денежной и натуральной форме, включая призы, полученные победителями районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, в размерах, установленных законодательством (п. 281 ст. 208 НК);
- не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, полученные от объединений профсоюзов их членами, а также доходы, полученные от таких объединений их членами в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям – за добросовестное и активное участие в деятельности объединении профсоюзов и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций (пп. 38 и 381 ст. 208 НК);
2). проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога:
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, — с 7 521 руб. до 8 078 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК);
- доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от:
организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), — с 2 272 руб. до 2 440 руб. от каждого источника в течение календарного года;
организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), — со 150 руб. до 161 руб. от каждого источника в течение календарного года (п. 23 ст. 208 НК);
- доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, — с 3 890 руб. до 4 178 руб. от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК);
- доходы, получаемые инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований, поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, — с 15 030 руб. до 16 142 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК).
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу:
- стандартный налоговый вычет физическому лицу увеличен со 126 руб. до 135 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 817 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК);
- стандартный налоговый вычет:
на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 37 руб. до 40 руб. в месяц;
для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 70 руб. до 75 руб. на каждого ребенка в месяц;
для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 70 руб. до 75 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК);
- стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен со 177 руб. до 190 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК).
С 1 января 2022 г. установлена ставка подоходного налога в размере 20 %, которая применяется в отношении доходов:
- исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
- при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом, т.е. в отношении сумм выявленной заработной платы в конвертах;
- при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе дохода в виде выигрыша на физическое лицо, которому фактически выплата выигрыша не осуществлялась.
Для налоговых агентов введена обязанность по ежеквартальному представлению налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц. Так, с 1 января 2022 г. НК дополнен статьей 2161 , в соответствии с которой белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе через постоянное представительство, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (далее – налоговая декларация) за истекший календарный квартал с отражением в ней сумм подоходного налога, подлежащих перечислению в бюджет в течение первого, второго и третьего месяца отчетного квартала.
Срок представления налоговой декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Форма и порядок заполнения налоговой декларации будут установлены постановлением Министерства по налогам и сборам.
С 1 января 2022 года в статью 219 НК вносится дополнение, согласно которому, если по результатам исчисления подоходного налога, производимого налоговым органом на основании представленной физическими лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, у физического лица имеется излишне уплаченная сумма такого налога, то налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом, уведомляет физическое лицо о сумме излишне уплаченного подоходного налога, путем направления в его адрес уведомления в порядке и по форме, установленным Министерством по налогам и сборам. Излишне уплаченная сумма подоходного налога зачитывается (возвращается) физическому лицу в порядке, установленном статьей 66 НК.
С 1 января 2022 года в пункт 2 статьи 224 НК внесены изменения, согласно которым для проведения зачета налога, уплаченного с доходов, полученных физическими лицами в иностранных государствах, при уплате ими подоходного налога в Республике Беларусь, физическое лицо вместо документов о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства, вправе представить в налоговый орган по месту постановки на учет копию налоговой декларации, представленной им в налоговый или иной компетентный орган иностранного государства, и копию платежного документа об уплате им с полученного дохода налога на доходы в бюджет такого иностранного государства.
Кроме этого, зачет может быть произведен налоговым органом на основании сведений о полученном физическими лицом доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, если такие сведения будут представлены налоговой службой иностранного государства в рамках Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами - участниками СНГ для осуществления налогового администрирования, подписанного в г. Астане 2 ноября 2018 года.
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» в части контрольных мероприятий, проводимых в отношении физических лиц по вопросу декларирования доходов и имущества
По вопросу проведения в отношении физических лиц проверок в рамках законодательства о декларировании доходов и имущества сообщаем о том, что положения Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» усовершенствованы и перенесены с 2022 года в Налоговый кодекс.
Так, Налоговый кодекс дополнен статьей 73-1 «Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица».
Нормы данной статьи предусматривают:
– проведение камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе на основании сведений о доходах, расходах и имущественном положении такого лица. Одновременно сохранен механизм истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в отношении тех доходов, сведения о которых отсутствуют в налоговом органе;
– особенности проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица в том числе:
включение в состав расходов бюджета прожиточного минимума на само лицо, в отношении которого проводится проверка, а также лиц, которые находятся у него на содержании и иждивении (несовершеннолетних детей);
не учитываются при проведении доходы, полученные от осуществления предпринимательской и (или) нотариальной деятельности, указанные в уточненных налоговых декларациях, представленных после получения требования о представлении пояснений об источниках доходов;
установлен порядок расчета сумм расходов физического лица при отсутствии в налоговых и иных государственных органов документов и сведений об их фактическом размере (при строительстве объектов недвижимого имущества без привлечения застройщика или подрядчика);
предоставлено право налоговому органу на корректировку налоговой базы при установлении искажения сведений о фактах получения дохода, заявленного в качестве источника, отсутствия реальности совершения сделок между гражданами (по дарению, передаче средств взаймы и т.п.).
Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено налогообложение отдельных доходов физических лиц при проведении камеральной проверки соответствия расходов доходам и указании таких доходов качестве источников, направленных на приобретение дорогостоящего имущества, в том числе:
денежных средств, полученных на хранение;
денежных средств от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дикорастущей продукции (при превышении годового предела в 200 базовых величин за календарный год).
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» в части налога на недвижимость и земельного налога, уплачиваемых физическими лицами
В части налогообложения объектов недвижимости и земельных участков, принадлежащих физическим лицам Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) на 2022 год внесены следующие изменения:
Изменен порядок исчисления земельного налога и налога на недвижимость.
Так, с 2022 года исчисление таких налогов будет производиться за истекший календарный год. До настоящего времени исчисление имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, производилось за текущий календарный год и не учитывало произошедших в течение года сделок, влекущих переход прав на объекты недвижимости. В результате чего, ежегодно вручаемые физическим лицам к 1 сентября извещения на уплату имущественных налогов за текущий год не содержали сведений о произошедших в течение года изменениях в отношении владельцев или характеристик объектов (п.4 ст.233 и п.7 ст.244 НК).
С 2022 года имущественные налоги будут исчисляться и предъявляться физическим лицам к уплате за истекший календарный год и, соответственно, будут учитывать все произошедшие в течение года изменения с таким объектами и с их владельцами.
Уплата таких налогов за 2022 год будет осуществляться следующим образом:
- не позднее 15.11.2022 – уплата авансового платежа в размере 50 % от начисленной за 2022 год суммы имущественных налогов;
- не позднее 15.11.2023 – уплата оставшейся части имущественных налогов за 2022 год (п.8 ст.7 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).
Уплата имущественных налогов за 2023 и последующие годы будет осуществляться не позднее 15 ноября 2024 года и последующих календарных лет.
Изменен порядок определения налоговой базы для исчисления налога на недвижимость.
До настоящего времени налоговая база налога на недвижимость определялась различными установленными способами и представляла собой стоимость, определенную в зависимости от того, в каком году объект недвижимости учитывался налоговыми органами для целей исчисления имущественных налогов.
Применение различных способов оценки со временем привело к ситуации, когда аналогичные (идентичные) объекты недвижимости, расположенные в похожих населенных пунктах имеют отличную друг от друга оценку, а, соответственно, разные суммы налога.
С целью выравнивания для всех физических лиц условий, связанных с исчислением налога на недвижимость, с 2022 года Налоговым кодексом предусмотрен один способ определения стоимости недвижимости, базирующийся на расчетной стоимости 1 кв.м типового капитального строения (здания, сооружения) (п.3 ст.229 НК).
Отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении одной квартиры, находящейся в собственности физического лица (пп.4.4 п.4 ст.228 НК).
Учитывая, что до настоящего времени имел место неравный подход в части налогообложения недвижимости, расположенной в городе (квартиры) и сельских населенных пунктах (жилые дома), принято решение с 2022 года установить для всех граждан одинаковый подход в части налогообложения квартир и жилых домов.
Так, с 2022 года принадлежащие физическим лицам квартиры и жилые дома будут облагаться налогом на недвижимость одинаково. С целью защиты социально-уязвимых слоев населения (пенсионеры по возрасту, дети до 18 лет, многодетные, инвалиды I и II группы и др.), принадлежащие им одна квартира и один жилой дом освобождаются от налога на недвижимость в полном размере независимо от регистрации в такой недвижимости трудоспособных граждан.
При этом, если у перечисленной категории граждан на праве собственности находятся две и более квартиры, или два и более жилых дома, то одна квартира или один жилой дом с наибольшей стоимостью будут полностью освобождаться от налога на недвижимость.
Для всех объектов недвижимости ставка налога составляет 0,1 % (пп.1.2 п.1 ст.230 НК).
Не применение при исчислении налога на недвижимость по квартирам повышаюшего коэффициента к ставке налога на недвижимость, устанавливаемого местными Советами депутатов.
Учитывая, что с 2022 года будет облагаться одна квартира, принадлежащая физическому лицу на праве собственности, с целью минимизации налоговой нагрузки Налоговым кодексом предусмотрено, что устанавливаемые местными Советами депутатов повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость (до 2 раз) не применяются при исчислении налога на недвижимость в отношении квартир (п.3 ст.230 НК).
В результате чего, средний размер налога на недвижимость за одну квартиру в г.Минске составит около 50-60 руб., в областных городах - около 45-50 руб., в крупный районных центрах - около 40 руб., в иных населенных пунктах - около 30 руб.
С 1 января 2023 года исчисление земельного налога физическим лицам за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, на которых в течение трех лет с даты предоставления (приобретения) таких участков физическими лицами не произведена государственная регистрация создания жилого дома, дачи, производится по ставкам земельного налога, увеличенным на коэффициент 3 (п.20 ст.243 НК и абз.6 ст.9 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).