Методы, используемые для определения рыночных цен
Специальные проекты

Методы, используемые для определения рыночных цен

При сопоставлении результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок используются следующие методы определения рыночных цен:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

В целях определения рыночной цены (выручки (дохода, прибыли)) используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий анализируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены анализируемой сделки рыночной цене (выручке (доходу, прибыли) организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность).

При выборе метода определения рыночных цен следует руководствоваться следующими подходами:

  • исходить из функций организации при осуществлении анализируемой сделки, используемых активов и понесенных рисков;
  • учитывать степень сопоставимости анализируемой сделки и сопоставляемой сделки, включая точность корректировок, произведенных для устранения различий между сделками (если таковые применяются);
  • учитывать наличие полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода определения рыночных цен.

Если существует возможность применения:

  • метода сопоставимых рыночных цен или любого другого метода, – применяется метод сопоставимых рыночных цен;
  • метода цены последующей реализации, или затратного метода, или метода сопоставимой рентабельности, или метода распределения прибыли, – применяется метод цены последующей реализации;
  • при невозможности использования метода сопоставимых рыночных цен, метода цены последующей реализации выбирается один из следующих методов: затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли.

Для целей применения методов определения рыночных цен, расчета показателей рентабельности, а также информирования налоговых органов две и более анализируемые сделки могут быть объединены в группу анализируемых однородных сделок при условии, что в отношении таких сделок совпадают осуществляемые стороной (сторонами) сделок функции, принимаемые риски, используемые активы, значения показателя рентабельности, установленного для применяемого метода определения рыночных цен.

В случае применения затратного метода, метода сопоставимой рентабельности осуществляется выбор анализируемой стороны сделки, в отношении которой применение метода определения рыночных цен является наиболее обоснованным, для которой можно найти наиболее сопоставимые сделки (при их отсутствии – организации, осуществляющие сопоставимую деятельность), которая с учетом указанных обстоятельств, в том числе отвечает следующим требованиям:

  • осуществляет менее сложные функции в анализируемой сделке;
  • принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
  • не обладает объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

Если сторона анализируемой сделки не отвечает одновременно всем требованиям, для сопоставления с диапазоном рыночных показателей рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.

Налоговый орган осуществляет контроль соответствия цены рыночной цене в анализируемой сделке с использованием примененного плательщиком метода определения рыночных цен, за исключением случаев, когда налоговый орган обоснует, что примененный плательщиком метод не позволяет наиболее точно определить рыночную цену применительно к анализируемой сделке.

В этом случае налоговый орган вправе определить иной метод определения рыночных цен.

При применении методов определения рыночных цен сопоставляется цена (показатели рентабельности) анализируемой сделки с диапазоном рыночных цен (рыночных показателей рентабельности), определенным на основании двух и более сопоставимых сделок (при их отсутствии – двух и более организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность), если иное не установлено главой 11 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с указанным методом цены, примененные плательщиком в анализируемой сделке, сравниваются с диапазоном рыночных цен, примененных в сопоставимых сделках.

Если цена анализируемой сделки:

  • находится в пределах диапазона рыночных цен, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене;
  • меньше минимального значения диапазона рыночных цен, для целей налогообложения рыночной ценой признается цена, которая соответствует минимальному значению диапазона рыночных цен;
  • превышает максимальное значение диапазона рыночных цен, для целей налогообложения рыночной ценой признается цена, которая соответствует максимальному значению диапазона рыночных цен.

При наличии информации только об одной сопоставимой сделке цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением рыночной цены, когда коммерческие и (или) финансовые условия данной сделки сопоставимы с условиями анализируемой сделки либо с помощью корректировок обеспечена сопоставимость таких условий, а также при условии, что продавец (поставщик) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сопоставимой сделке не занимает доминирующее положение на рынке этих идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Метод цены последующей реализации применяется при наступлении одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • лицо, осуществившее перепродажу, не владеет и соответственно не использовало объекты нематериальных активов, которые могут оказать существенное влияние на уровень его валовой рентабельности;
  • при перепродаже с товаром не осуществлялись операции, которые повлияли на его характеристики: предпродажная подготовка (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка и другое), смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Метод цены последующей реализации заключается в сопоставлении валовой рентабельности при последующей реализации невзаимозависимому лицу товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (полученных) в анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок), с диапазоном рыночных показателей рентабельности по сопоставимым сделкам (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность).

Если последующая реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав в сопоставимых сделках между лицом, осуществившим перепродажу, с лицом, не являющимся его взаимозависимым, осуществляется по разным ценам, при определении диапазона рыночных показателей рентабельности в качестве цены последующей реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав используется средневзвешенная цена этих товаров (работ, услуг), имущественных прав по всем таким сделкам.

Если валовая рентабельность у анализируемой стороны сделки меньше минимального значения диапазона рыночных показателей рентабельности, цена анализируемой сделки определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению такого диапазона рыночных показателей рентабельности.

Затратный метод может применяться при:

  • выполнении работ (оказании услуг), за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат исполнителя работ (услуг);
  • оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;
  • продаже сырья или полуфабрикатов взаимозависимому лицу;
  • реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами;
  • изготовлении продукции из давальческого сырья.

Затратный метод заключается в сопоставлении показателя валовой рентабельности затрат анализируемой стороны сделки с диапазоном рыночных показателей рентабельности, составленным из показателей валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность).

Если валовая рентабельность затрат у анализируемой стороны сделки:

  • меньше минимального значения диапазона рыночных показателей рентабельности, цена анализируемой сделки определяется исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав и валовой рентабельности затрат, которая соответствует минимальному значению такого диапазона рыночных показателей рентабельности;
  • превышает максимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности, цена анализируемой сделки определяется исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав и валовой рентабельности затрат, которая соответствует максимальному значению такого диапазона рыночных показателей рентабельности.

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении одного из показателей рентабельности, сложившегося у анализируемой стороны сделки по анализируемой сделке, с диапазоном рыночных показателей рентабельности, составленным из соответствующих показателей рентабельности в сопоставимых сделках (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность).

При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый анализируемой стороной сделки, ее функции, используемые активы и принимаемые риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя.

Если рентабельность по анализируемой сделке:

  • меньше минимального значения диапазона рыночных показателей рентабельности, для корректировки прибыли (дохода) принимается минимальное значение такого диапазона рыночных показателей рентабельности;
  • превышает максимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности, для корректировки прибыли (дохода) принимается максимальное значение такого диапазона рыночных показателей рентабельности.

Метод распределения прибыли заключается в распределении каждой стороне, участвующей в анализируемой сделке (сделках), части совокупной прибыли (убытка), полученной всеми сторонами сделки (сделок), которую стороны сделки (сделок) получили бы от участия в сделках с невзаимозависимыми лицами.

Распределение прибыли (убытка) по анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок) между ее сторонами производится на основании оценки вклада сторон в совокупную прибыль (убыток). Такая оценка осуществляется по следующим критериям:

  • пропорционально вкладу в совокупную прибыль по анализируемой сделке функций, осуществляемых сторонами, используемых ими активов, принимаемых рисков;
  • пропорционально распределению между сторонами прибыли (убытка), полученной (полученного) на вложенный капитал (основные средства, материальные и нематериальные активы) в эту сделку;
  • пропорционально распределению прибыли между сторонами сопоставимой сделки.

Если прибыль, полученная стороной анализируемой сделки, равна прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, или превышает ее либо если убыток, понесенный указанной стороной, равен убытку, рассчитанному для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, или меньше его, для целей налогообложения принимается соответственно фактически полученная прибыль либо фактически понесенный убыток.

Если прибыль, полученная плательщиком, являющимся стороной анализируемой сделки, меньше прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается прибыль, рассчитанная для него в соответствии с методом распределения прибыли.

Если убыток, полученный плательщиком, являющимся стороной анализируемой сделки, превышает убыток, рассчитанный для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается убыток, рассчитанный для него в соответствии с методом распределения прибыли.

Справочно: более полное описание каждого метода дано в главе 11 Налогового Кодекса.