В соответствии с разъяснением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, согласно подпункту 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» в 2022 г. не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) социальной рекламы.
В 2023 г. аналогичные нормы установлены подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 30713 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В силу статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» реклама для признания ее социальной должна обладать следующими признаками:
- ее рекламодателем является государственный орган;
- ее содержание не носит коммерческий характер;
- она должна быть направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов;
- объектом рекламирования могут являться права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явления (мероприятия) в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и (или) общественной безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, в том числе по вопросам деятельности хосписов, благотворительных фондов и пр., иные явления (мероприятия) социального характера.
Реклама, не соответствующая указанным характеристикам, не может быть признана социальной.
В случае, если общественным объединением, международной организацией или иным лицом, не являющимся государственным органом, произведена реклама, которая соответствует вышеуказанным характеристикам социальной рекламы, за исключением характеристики по рекламодателю, такое лицо вправе обратиться в государственный орган, в компетенцию которого входят вопросы, планируемые к освещению в социальной рекламе, с предложением выступить рекламодателем этой рекламы. Такое предложение может быть внесено в указанный государственный орган на основании пунктов 4 и 6 Положения о порядке производства и размещения (распространения) социальной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 603. Если государственный орган согласится выступить рекламодателем рекламы, произведенной общественным объединением, международной организацией или иным лицом, не являющимся государственным органом, такая реклама приобретет статус социальной.
Справочно. Согласно пунктам 4 и 6 Положения о порядке производства и размещения (распространения) социальной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 603:
- юридические лица и граждане вправе обращаться в государственные органы с предложением о производстве и (или) размещении (распространении) социальной рекламы;
- предложение о производстве и (или) размещении (распространении) социальной рекламы подается юридическим лицом или гражданином в государственный орган, в компетенцию которого входят вопросы, планируемые к освещению в социальной рекламе. Если эти вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, юридическое лицо или гражданин вправе обратиться с предложением о производстве и (или) размещении (распространении) такой рекламы в любой из этих государственных органов;
- государственный орган рассматривает такое предложение в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
- юридические лица и граждане оказывают содействие государственным органам в производстве социальной рекламы путем реализации (безвозмездной передачи) государственным органам готового рекламного продукта, выполнения работ (оказания услуг) по производству социальной рекламы либо иным способом, не запрещенным законодательством.
Реклама, имеющая в качестве объекта рекламирования исключительно явления социального характера, но не имеющая в качестве рекламодателя соответствующий государственный орган, не является социальной рекламой и не может размещаться (распространяться) без наличия такого рекламодателя.
Таким образом, при размещении (распространении) рекламы сайтов организации в интернете, информирующих население о системе сбора отходов, порядке обращения с ними и способе сдачи отходов организации, рекламодателем которой является сама организация, осуществляющая сбор отходов, нормы подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» в 2022 г. и подпункта 2.1 пункта 2 статьи 30713 Налогового кодекса Республики Беларусь в 2023 г. не применяются.
Согласно статье 30714 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подп. 1.2 п. 1 ст. 30712 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.
Факт оказания для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы подтверждается первичным учетным документом, составленным в установленном законодательством порядке.
Таким образом, налоговая база по сбору за размещение (распространение) рекламы организацией, ведущей бухгалтерский учет, определяется исходя из стоимости услуг по размещению (распространению) рекламы, оказанных для рекламодателя, отраженной в белорусских рублях в бухгалтерском учете. Порядок расчетов между сторонами договора за указанные услуги не оказывает влияния на определение налоговой базы сбора.
Согласно статье 30714 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подп. 1.2 п. 1 ст. 30712 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.
Следовательно, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 НК, вне зависимости от того, принимается рекламодателем предъявленная ему исполнителем услуг сумма НДС к вычету или относится на увеличение стоимости оказанных для него услуг.
Согласно статье 30714 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подп. 1.2 п. 1 ст. 30712 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.
Таким образом, сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение (распространение) рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 НК, вне зависимости от того, является рекламодатель плательщиком НДС или нет.
Иностранная организация, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность в Республике Беларусь, с учетом норм пункта 3 статьи 51, статьи 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, не являются юридическими лицами Республики Беларусь.