Маркировка
Маркировка
Ответ

Исходя из абзаца четвертого-седьмого пункта 1 постановления № 529/24 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территории сельской местности или в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров, до 01.03.2029 вправе не обеспечивать:

  • считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
  • ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
  • передачу информации о коде маркировки в СККО.

При этом в соответствии с подстрочным примечанием к подпункту 2.4 пункта 2 постановления № 924/16 для целей данного постановления территорией сельской местности считается территория Республики Беларусь, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек.

В соответствии с пунктом 1 классификации форм торговли, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14
«О классификации форм торговли», дистанционная торговля – форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи, заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения такого договора.

Учитывая изложенное, при дистанционной торговле товарами, подлежащими маркировке средствами идентификации, право не обеспечивать до 01.03.2029 считывание кода маркировки, ведение дифференцированного учета и передачу информации о коде маркировки в СККО распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров без использования торговых объектов с их доставкой на территорию сельской местности – в отношении только таких товаров.

Ответ

В соответствии с пунктом 64 Положения о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99, и в соответствии с пунктом 11-5 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 кассовые суммирующие аппараты, программные касса, предназначенные для реализации товаров, подлежащих маркировке, должны обеспечивать при реализации товара, маркированного средством идентификации, считывание кода маркировки каждой единицы маркированного товара и передачу в систему контроля налоговых органов (СКНО) информации о продаже каждой единицы маркированного товара.

Таким образом, на кассовом оборудовании при продаже маркированной средствами идентификации продукции переменного веса в обязательном порядке считывается код маркировки каждой единицы маркированного товара, который нанесен производителем на товар, и осуществляется передача в СКНО информации о продаже каждой единицы маркированного товара. Соответственно, при поведении этих кассовых операций на кассовом оборудовании в платежном документе отражается продажа каждой единицы маркированного средством идентификации товара, не зависимо от веса товара.

Необходимую потребителю информацию о весе реализуемого товара возможно размещать в полях платежного документа «Иная необязательная информация» или «Наименование товара».

Доработка кассового оборудования для реализации товаров переменного веса, маркированных средствами идентификации, не требуется.

Ответ

С 1 июля 2025 г. вступили в силу требования подпункта 16) части первой пункта 10 Положения о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99, и подпункта 5) части первой пункта 10-1 Положения о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10, предусматривающие возможность аннулирования на кассовом оборудовании только последнего платежного документа после печати (выдачи в электронном виде) этого платежного документа.

Данная мера реализована в целях обеспечения контроля за приемом средств платежа, в том числе недопущения сокрытия выручки, получаемой при реализации товаров, незаконного обналичивания денежных средств.

Ответ

Вся актуальная информация о порядке использования открытого интерфейса программирования приложений (API-интерфейса) или Web-сервиса для передачи в СККО информации о реализации либо возврате маркированного товара без использования кассового оборудования размещена на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» по ссылке.

Ответ

Нанесение средств идентификации на товары с информацией, передаваемой в ГИС «Электронный знак», должно быть обеспечен на должном уровне непосредственно субъектами хозяйствования, осуществляющими маркировку товаров.

МНС при очередной корректировке постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» будут внесены уточнения в части необходимости размещения средств идентификации на товарах таким образом, чтобы при реализации товаров не препятствовать считыванию кода маркировки кассовым оборудованием.

По информации, представленной Департаментом государственных знаков Министерства финансов, в рамках работы по повышению устойчивости средств идентификации к внешним воздействиям
РУП «Издательство «Белбланкавыд» успешно протестировал клей-расплав, адаптированный для производства защищенного материального носителя. Данный клей по своим техническим характеристикам, физико-химическим свойствам обладает хорошей адгезией к широкому спектру поверхностей, пригоден для аппликации при минусовых температурах, может быть использован для глубокой заморозки, прошел комплексные лабораторные и производственные испытания, включая тесты на устойчивость к перепадам температур.

При этом отмечаем, что законодательством в сфере маркировки субъекты хозяйствования не ограничены в выборе способов нанесения средств идентификации на товары. На практике встречается достаточно примеров, когда производители товаров, предполагая возможные риски в качестве нанесения средств идентификации на материальных носителях (стикерах или защищенных материальных носителях) на товары с учетом технологических особенностей хранения, транспортировки и продажи товаров, используют метод прямой печати средств идентификации на упаковке товаров, не используя наклейку каких-либо материальных носителей, в том числе защищенных. Такое нанесение гарантирует сохранность средства идентификации на упаковке вне зависимости от этапов оборота товаров.