Прослеживаемость
Прослеживаемость
Ответ

Ответ 1.

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Положение, Указ № 496), субъекты хозяйствования при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, обязаны использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Справочно. Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень), определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496».

Согласно пункту 1 Перечня терминов и определений согласно приложению к Указу № 496 под операциями, связанными с оборотом товаров, понимаются: 

  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза; 

  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения (за исключением отгрузки и (или) передачи товаров на хранение в порядке и случаях, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства), подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза; 

  • использование в производстве и (или) транспортировка товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) хозяйственные операции подлежат оформлению первичными учетными документами.

Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения (пункт 4 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Согласно части четвертой пункта 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.

Исходя из представленной информации, ООО «П» осуществляется реализация товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, через маркетплейс «Вайлдберриз» на основании заключенного договора оферты. При этом перед осуществлением реализации конечному потребителю товары, подлежащие прослеживаемости, доставляются со склада организации на склад ООО «ИМВБРБ».

В описанной ситуации товары, хранящиеся на складе ООО «ИМВБРБ», должны быть сняты с ответственного хранения, а после составления ООО «ИМВБРБ» уведомления о выкупе (отчета по проданным товарам) заявителю следует составить первичный учетный документ (электронную товарную накладную), подтверждающий факт совершения хозяйственной операции (реализации товара).

Учитывая изложенное, в соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения:

при передаче заявитель товаров, подлежащих прослеживаемости, по договорам комиссии и иным аналогичным договорам ООО «ИМВБРБ», организации следует создавать электронные накладные, поскольку последним совершается операция, связанная с оборотом товаров в рамках Указа № 496;

после составления ООО «ИМВБРБ» уведомления о выкупе (отчета по проданным товарам) данной организации необходимо создать возвратную электронную товарную накладную в адрес заявителя в отношении товаров, указанных в таком уведомлении (отчете);

заявителю после подписания поступившей от ООО «ИМВБРБ» возвратной электронной товарной накладной необходимо создать в адрес ООО «ИМВБРБ» новую электронную товарную накладную в отношении товаров, указанных в таком уведомлении (отчете).

При этом обращаем внимание, что в силу положений абзаца второго части первой пункта 14 Положения на ООО «ИМВБРБ» возлагается обязанность по использованию (подписанию) электронных накладных, поскольку указанной организацией также совершается операция, связанная с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости (получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам).

Ответ 2.

Перечень случаев, когда для составления электронных накладных допускается использование GTIN ограниченной циркуляции без внесения описания идентифицируемых объектов в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS), закреплен в части 5 пункта 14 структуры и формата электронных накладных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами, утвержденных постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.12.2023 № 9/75/35/26 (далее – ТНПА).

При этом частью шестой пункта 14 ТНПА определено, что положения части пятой пункта 14 ТНПА не распространяются на операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости и (или) маркировке средствами идентификации и маркированными незащищенными средствами идентификации. Таким образом, если товар подлежит и маркировке и прослеживаемости, то положения части пятой пункта 14 ТНПА не распространяются на операции, связанные с его оборотом, вне зависимости от выбранного способа маркировки (использование защищенных либо незащищенных средств идентификации).

Учитывая изложенное, при перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, а также товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке средствами идентификации, на склад ООО «ИМВБРБ» в рамках договора комиссии, в электронных накладных подлежат указанию GTIN, информация о которых содержится в ePASS вне зависимости от выбранного способа маркировки (использование защищенных либо незащищенных средств идентификации).

Ответ

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Положение, Указ № 496), при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, субъекты хозяйствования обязаны использовать товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронного документа (далее – электронные накладные), порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. 

В соответствии с пунктом 61 структуры и формата электронных накладных, утвержденных постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.12.2023 № 9/75/35/26 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли (далее – постановление № 9/75/35/26), электронные накладные, подписанные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя, отмене не подлежат

Функционирование механизма прослеживаемости товаров, предусмотренного Указом № 496, основывается на обязательном применении субъектами хозяйствования электронных накладных. При этом, учитывая, нормы части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных», списание в ПК СПТ указанных в электронной накладной товаров, у грузоотправителя и их закрепление за грузополучателем осуществляется на основании такой электронной накладной, подписанной ЭЦП ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя. 

Учитывая изложенное, по ситуациям, изложенным в обращении, сообщается. 

В случае, если при отгрузке товаров подписанная ЭЦП ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя электронная накладная содержит неверные сведения (в рассматриваемых ситуациях неверный код ТН ВЭД ЕАЭС), в целях отображения корректной информации в ПК СПТ грузополучателю необходимо предпринять действия по созданию возвратной накладной грузоотправителю на товар с дальнейшим созданием грузоотправителем в адрес грузополучателя новой корректной электронной накладной. 

В свою очередь, грузоотправителю также требуется в адрес своего поставщика создать возвратную накладную, а поставщику следует создать новую электронную накладную с верными данными. 

Кроме того, в целях обеспечения взаимосвязи двух электронных накладных, отражающих сведения об одной и той же хозяйственной операции, номер первоначальной электронной накладной необходимо указать в подразделе «Дополнительные поля накладной» создаваемой электронной накладной. 

При этом обращаем внимание, что в поле «Дата накладной» (DeliveryNoteDate) создаваемых новых электронных накладных подлежит указанию дата фактического совершения хозяйственной операции (отгрузки товаров). 

По вопросу корректировки электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ) в данной ситуации, отмечаем. 

В соответствии со статьей 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), если иное не установлено статьей 131 НК, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм НДС в порядке, установленном главой 14 НК. 

Информация, содержащаяся в ЭСЧФ, должна соответствовать информации, содержащейся как в первичных учетных документах, оформленных в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, так и в бухгалтерском учете. 

Согласно части первой подпункта 25.1 пункта 25 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (далее – Инструкция № 15), в строке 30 ЭСЧФ «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указываются, в том числе документы, подтверждающие поставку товаров (виды документов, их название, дата, номер, а также, при наличии, код формы и серия документа). 

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. При этом согласно статье 1 Закона № 57-З хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов. 

Статьей 39 НК предусмотрено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и ведется путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета. При этом налоговое законодательство не регулирует вопросы определения даты совершения хозяйственных операций и оформления первичных учетных документов. Для налогового учета будет учитываться дата фактической реализации товара. 

Учитывая вышеизложенное, если в ранее выставленном исходном ЭСЧФ в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» были указаны реквизиты первоначальной электронной накладной, содержащей недостоверную информацию, то после создания новой электронной накладной, подписанной грузоотправителем и грузополучателем ЭЦП, грузоотправителю следует создать ЭСЧФ с типом «Исправленный» с указанием реквизитов нового первичного учетного документа (новой электронной накладной), а также причин создания такого исправленного ЭСЧФ в строке 31 «Дополнительные сведения».

Ответ

В случае выявления при приемке товаров, поступивших от поставщика (в случае приобретения товаров у поставщика - резидента Республики Беларусь, из государств-членов ЕАЭС, из третьих стран) расхождений в сведениях о товаре, субъект хозяйствования вправе внести изменения в сведения, имеющиеся в ПК СПТ следующими способами: 

 - путем создания возвратной электронной накладной поставщику и созданием поставщиком корректной электронной накладной (в случае приобретения товаров у поставщика - резидента Республики Беларусь). 

Справочно. В соответствии с главой 6 структуры и формата электронных накладных, утвержденных постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.12.2023 № 9/75/35/26 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли (далее – постановление № 9/75/35/26), электронные накладные, подписанные электронной цифровой подписью ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя, отмене и корректировке не подлежат. 

В целях обеспечения взаимосвязи двух электронных накладных, отражающих сведения об одной и той же хозяйственной операции, номер первоначальной электронной накладной необходимо указать в подразделе «Дополнительные поля накладной» создаваемой электронной накладной. 

В поле «Дата накладной» (DeliveryNoteDate) создаваемых новых электронных накладных подлежит указанию дата фактического совершения хозяйственной операции (отгрузки товаров). 

 - путем подачи в ПК СПТ уточненных сведений о ввозе (при ввозе из государств-членов ЕАЭС) в возможно короткий срок, но не позднее даты начала их оборота. 

Справочно. В силу части четвертой пункта 4 Положения сведения о ввозе представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных с территории иных государств - членов ЕАЭС товаров, но не позднее даты начала их оборота. 

 - путем подачи в возможно короткий срок, но не позднее даты начала их оборота в таможенные органы корректировки декларации на товары (при ввозе из третьих стран). 

Совершение операций, связанных с оборотом товаров (включая их реализацию), достоверная информация о которых содержится в ПК СПТ, не запрещено. 

При этом в отношении товаров, сведения о которых требуется уточнить, совершение операций, связанных с их оборотом, возможно только после поступления в ПК СПТ уточненных сведений. 

Справочно. В соответствии с функционалом, реализованным в ПК СПТ, для внесения изменений в поданные сведения при изменении кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, дополнительного четырехзначного кода в соответствии с классификатором, установленным постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», а также международного идентификационного номера товара GTIN в исходном документе добавляются новые строки, содержащие уточненные сведения и обнуляются строки, содержащие неверно указанные данные.

Ответ

В случае выявления при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, остатки по которым отсутствуют в ПК СПТ и срок подачи остатков истек, необходимо обращаться в МНС для предоставления доступа к ПК СПТ с обоснованием необходимости внесения таких изменений. В том случае, если по результатам инвентаризации выявлены товары, поступившие после введения механизма прослеживаемости и по которым, соответственно сведения об остатках поданы быть не могут, субъекту хозяйствования необходимо проанализировать поступление товаров не предмет выявления поставщика, по поставке которого образовалась пересортица, для составления в его адрес возвратной электронной накладной и выставления им новой корректной электронной накладной, содержащей достоверную информацию об отгруженном товаре.

Ответ

Законодательством в сфере прослеживаемости товаров обязанность по приведению наименований (номенклатур) товаров в учете субъекта хозяйствования в соответствие с наименованиями, содержащимися в ПК СПТ, не предусмотрено. Вместе с тем полагаем возможным субъекту хозяйствования в целях совпадения информации учетных систем с информацией, поступившей в ПК СПТ из электронных накладных, самостоятельно произвести корректировку образовавшейся во внутреннем учете пересортицы.