Кассовое оборудование
Кассовое оборудование
Ответ

В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.

Данный порядок регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее — Положение № 924/16).

Согласно части четвертой пункта 1 Положения № 924/16 действие Положения № 924/16 в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов и (или) карточных платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием платежей в свой адрес только в безналичной форме в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг при одновременном соблюдении следующих условий:

  • прием платежа осуществляется без непосредственного обслуживания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями покупателей (потребителей), связанного с приемом платежа;

  • прием платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы.

Таким образом, если при оплате за товар, приобретаемый в интернет-магазине, прием платежей осуществляется только в безналичной форме в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг без непосредственного обслуживания продавцом покупателей (потребителей), связанного с приемом платежа, и такой прием платежа в пользу субъекта хозяйствования осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иных платежных агрегаторов, т.е. оплата за товар производится дистанционно, то обязанность использования кассового оборудования отсутствует. Платежный документ в этой ситуации кассовым оборудованием не формируется, так как оно не используется, соответственно, покупателю платежный документ не выдается. Действие продавца в такой ситуации в отношении невыдачи платежного документа покупателю в рамках части четвертой пункта 1 Положения № 924/16 правомерно.

Ответ

В соответствии с подпунктом 2.81 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее — постановление № 924/16) при приеме юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями платежей в свой адрес количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 карточных платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений, за исключением случаев, установленных в частях второй-четвертой данного подпункта.

Таким образом, возможность использования нескольких карточных платежных терминалов при наличии одной единицы кассового оборудования постановлением № 924/16 не предусмотрена. Исключением являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся платежными агрегаторами.

Согласно пункту 4 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16 (далее — Положение № 924/16), при приеме платежа кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых платежей и выдает покупателю (потребителю) платежный документ (платежные документы), подтверждающий (подтверждающие) оплату товара (работы, услуги) и (или) инициирование платежа.

На основании пункта 35 Положения № 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов в случае ремонта кассового оборудования или при временном отсутствии электроэнергии.

С учетом изложенного возможность использования карточного платежного терминала в случае, когда кассовое оборудование находится в ремонте и отсутствует подменный аппарат, постановлением № 924/16 и Положением № 924/16 не предусмотрена.

Ответ

В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.

Порядок использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее соответственно — постановление № 924/16, Положение № 924/16).

Частью первой пункта 10 Положения № 924/16 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 кв. м и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли, используют кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара.

Справочно

Согласно приложению 3 к постановлению № 924/16 под дифференцированным учетом понимается автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.

С 10.03.2023 в соответствии с частью второй пункта 10 Положения № 924/16 (с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6») дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».

Пунктом 10 Положения № 924/16 обязанность использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, установлена в зависимости от размера всей торговой площади торгового объекта, независимо от ее деления для реализации различных товаров.

Перечень товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами (далее — перечень), определен в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748 (далее — Положение № 748). В перечень включена мебель, а также товары, масса брутто которых превышает 25 кг. Телерадио- и электротовары (за исключением товаров, масса брутто которых превышает 25 кг) в перечне не указаны.

Учитывая изложенное, при реализации в торговом объекте с торговой площадью 200 кв. м и более товаров субъектам торговли необходимо использовать кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара. При этом при реализации:

  • товаров, поименованных в пункте 23 Положения № 748 (например, мебели), способ обеспечения дифференцированного учета определяется субъектом торговли самостоятельно;
  • товаров, не поименованных в пункте 23 Положения № 748 (например, телерадио- и электротоваров), дифференцированный учет должен быть обеспечен с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN), содержащимся в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров». Обеспечить указанное требование можно путем использования не только кассовых суммирующих аппаратов или программных касс, обеспечивающих дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, но и специальных считывающих технических средств (сканеров), с помощью которых будет осуществляться считывание международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы — Global Trade Item Number (GTIN) для получения информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах.