Исходя из абзаца четвертого-седьмого пункта 1 постановления № 529/24 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территории сельской местности или в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров, до 01.03.2029 вправе не обеспечивать:
- считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
- ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
- передачу информации о коде маркировки в СККО.
При этом в соответствии с подстрочным примечанием к подпункту 2.4 пункта 2 постановления № 924/16 для целей данного постановления территорией сельской местности считается территория Республики Беларусь, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 1 классификации форм торговли, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14
«О классификации форм торговли», дистанционная торговля – форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи, заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения такого договора.
Учитывая изложенное, при дистанционной торговле товарами, подлежащими маркировке средствами идентификации, право не обеспечивать до 01.03.2029 считывание кода маркировки, ведение дифференцированного учета и передачу информации о коде маркировки в СККО распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров без использования торговых объектов с их доставкой на территорию сельской местности – в отношении только таких товаров.
Исходя из абзаца четвертого-седьмого пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 сентября 2025 г. № 529/24 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 529/24, постановление № 924/16) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территории сельской местности или в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров, до 01.03.2029 вправе не обеспечивать:
- считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
- ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
- передачу информации о коде маркировки в СККО.
При этом в соответствии с подстрочным примечанием к подпункту 2.4 пункта 2 постановления № 924/16 для целей данного постановления территорией сельской местности считается территория Республики Беларусь, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек.
Согласно части пятой статьи 8 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» агрогородки относятся к категории сельских населенных пунктов.
Учитывая изложенное, субъект хозяйствования, осуществляющий розничную торговлю маркированными товарами на территории авторынка «Малиновка» по адресу Минский район, агрогородок Озерцо, тракт Меньковский, д. 2, вправе применять положения постановления № 529/24 вне зависимости от площади торгового объекта и до 01.03.2029 не обеспечивать:
- считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
- ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
- передачу информации о коде маркировки в СККО.
Исходя из абзаца четвертого-седьмого пункта 1 постановления № 529/24 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территории сельской местности или в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров, до 01.03.2029 вправе не обеспечивать:
- считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
- ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
- передачу информации о коде маркировки в СККО.
В соответствии подпунктом 1.30 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З) торговая площадь – площадь торгового зала (торговых залов) магазина, павильона.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.2.33 пункта 3.2 СТБ 1209-2005 под термином «зал торгового объекта (общественного питания)» понимается специально оборудованное помещение торгового объекта общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления блюд, кулинарных, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, покупных товаров и проведения досуга.
Таким образом, при реализации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, право не обеспечивать до 01.03.2029 считывание кода маркировки, ведение дифференцированного учета и передачу информации о коде маркировки в СККО распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров в торговом объекте, в том числе в объекте общественного питания, с торговой площадью менее 200 квадратных метров.
Если при оплате за товар (работу, услугу), прием платежей осуществляется только в безналичной форме без непосредственного обслуживания продавцом покупателей (потребителей), связанного с приемом платежа, и такой прием платежа в пользу субъекта хозяйствования осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иных платежных агрегаторов, включая сервис ЕРИП и национального оператора почтовой связи – РУП «Белпочта», которые включены в реестр поставщиков платежных услуг и видов оказываемых ими платежных услуг, обязанность использования кассового оборудования и, как следствие, выдачи платежного документа отсутствует. При этом передать информацию о реализации товара (за исключением реализации (передачи) товаров в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров или при осуществлении его доставки на территорию сельской местности – до 01.03.2029) необходимо в СККО посредством API – открытый интерфейс программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (часть пятая пункта 1 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Справочно:
Согласно части четвертой пункта 1 Положения № 924/16 действие Положения № 924/16 в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов и (или) карточных платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием платежей в свой адрес и (или) адрес третьих лиц только в безналичной форме в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- прием платежа осуществляется без непосредственного обслуживания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями покупателей (потребителей), связанного с приемом платежа в свой адрес и (или) адрес третьих лиц;
- прием такого платежа осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы.
Актуальное описание API-интерфейса «Инструкция по API» версии 3.0 от 18.12.2024, размещено на сайте РУП ИИЦ по ссылке.
В целях поступления в СККО оперативной информации о реализации товаров, подлежащих маркировке, рекомендуется информацию о реализации (возврате) таких товаров передавать посредством API-интерфейса в день его продажи (передачи покупателю).
Рекомендации для субъектов хозяйствования по обеспечению передачи информации о реализации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, посредством открытого интерфейса программирования приложений, разработанного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» размещены на сайте МНС и доступны по ссылке.
В соответствии с постановлением № 529/24 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – товары, подлежащие маркировке), на территории сельской местности или в торговом объекте с торговой площадью менее 200 квадратных метров, до 1 марта 2029 г. вправе не обеспечивать:
- передачу информации, указанной в части пятой пункта 1 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16), в отношении таких товаров;
- выполнение требований, указанных в части первой пункта 10-1 Положения № 924/16.
Вместе с тем в соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 17 Положения № 924/16, установлено, что не допускается использование кассового аппарата в случаях, если кассовый аппарат, используемый при продаже товаров, подлежащих маркировке, не соответствует требованиям пункта 10-1 Положения и, соответственно, влечет применение мер административной ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, использование субъектами хозяйствования, которые вправе до 1 марта 2029 г. не обеспечивать ведение дифференцированного учета, считывание кодов маркировки и передачу в систему контроля кассового оборудования информации о реализации маркированных товаров, кассовых суммирующих аппаратов, не соответствующих требованиям пункта 10-1 Положения, не допускается.