В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Положение, Указ № 496), при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
При этом в соответствии с пунктом 1 приложения к Указу № 496 к операциям, связанным с оборотом товаров, относятся:
-
отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза;
- отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза;
- использование в производстве и (или) транспортировка товаров (за исключением движения (перемещения) товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), выполняемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки).
Согласно пунктам 41 и 45 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 июня 2021 г. № 130 (далее – Методические рекомендации), факт оказания услуг общественного питания оформляется документом, подтверждающим, что услуги, предусмотренные договором, исполнителем выполнены (оказаны), а заказчиком эти услуги приняты (потреблены).
При реализации товаров и продукции общественного питания оформляются ТТН-1, акт либо иной первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания услуги.
Применение конкретного первичного учетного документа, а именно накладной, или акта приемки оказанных услуг, или иного первичного учетного документа оговаривается в договоре между сторонами в соответствии со статьей 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В товарном разделе накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 указываются наименования товаров или приготовленных блюд.
Таким образом, исходя из анализа норм Указа № 496, продукция общественного питания, изготовленная субъектом хозяйствования в рамках вида деятельности «общественное питание» и реализуемая в принадлежащих этому субъекты хозяйствования объектах общественного питания и торговли, прослеживаемости не подлежит и, соответственно, составление электронных накладных в данной ситуации не требуется.
При этом обращаем внимание, что, если объектом общественного питания осуществляется реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, в неизменном виде, которые в соответствии с Методическими рекомендациями должны быть указаны в товарном разделе накладной ТТН-1 и накладной ТН-2, в отношении таких товаров должна быть создана электронная накладная в соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» с 1 июля 2025 г. расширен перечень объектов (видов деятельности), в которых субъекты хозяйствования используют платежные терминалы (приложение 1-1 к постановлению № 924/16) и в такой перечень включено осуществление разносной торговли.
В этой связи отмечаем, что согласно приложению 3 к постановлению № 924/16 платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Определение платежного терминала, приведенное в приложении 3 к постановлению № 924/16, является универсальным и позволяет применять его при приеме платежей с использованием банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов.
Так, например, при осуществлении оплаты за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги покупатель сканирует QR-код посредством платежного инструмента в виде мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве покупателя, происходит формирование платежного указания и инициирование платежа с использованием программно-технического средства (мобильного устройства покупателя и мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве), являющегося в данном случае платежным терминалом.
Таким образом, выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по использованию платежного терминала в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование платежного терминала, поскольку выполнение данной обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи.
Учитывая изложенное, если субъект хозяйствования организовал возможность безналичной оплаты в вышеизложенном порядке, им обеспечено выполнение требований по установке и использованию платежного терминала.
Нет, недостаточно.
В соответствии с пунктом 64 Положения № 29/99 и пунктом 115 Положения № 10, кассовые суммирующие аппараты и программные кассы, предназначенные для реализации товаров, подлежащих маркировке, должны обеспечивать при реализации товара, маркированного средством идентификации:
-
считывание кода маркировки каждой единицы маркированного товара и передачу в СКНО информации о продаже каждой единицы маркированного товара;
- считывание (ввод) глобального номера торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN), наносимого на товар (этикетку, упаковку), - GTIN каждой единицы реализованного маркированного товара.
в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» запрещается оборот на территории Республики Беларусь товаров:
-
без нанесенных на товары или их упаковку унифицированных контрольных знаков, либо с нанесенными на товары унифицированными контрольными знаками в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка, либо при отсутствии сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку унифицированными контрольными знаками и нанесенных на товары унифицированных контрольных знаках в системе маркировки, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки;
-
без нанесенных на товары или их упаковку средств идентификации, либо с нанесенными на товары или их упаковку средствами идентификации в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка, либо при отсутствии сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации и нанесенных на товары средствах идентификации в системе маркировки, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки.
Наличие в торговом объекте товара, подлежащего маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, без нанесения указанной маркировки, влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 13.24 Кодекса об административных правонарушениях (наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до пятидесяти процентов от стоимости предмета административного правонарушения).
Учитывая изложенное, субъекту хозяйствования необходимо изъять немаркированный товар из реализации и обеспечить нанесение средств идентификации либо унифицированных контрольных знаков в порядке, указанном в письме МНС от 17.12.2021 № 8-2-10/02760
«О перемаркировке товаров» (размещено на официальном сайте МНС по адресу https://nalog.gov.by/tax_control/control_of_goods/marking/valid_from_08072021/?PAGEN_1=5).
Нет, считывание КИЗ при реализации товара на кассовом оборудовании, включая кассы самообслуживания, не требуется.
Во избежание ситуации неправильного сканирования на кассах самообслуживания товаров, подлежащих маркировке, предлагаем торговым объектам размещать возле касс самообслуживания памятки для покупателей (схемы действий) при реализации маркированных товаров. Также предлагаем торговым объектам во взаимодействии с производителями кассовых суммирующих аппаратов и операторами программных кассовых систем реализовать на кассовом оборудовании всплывающие подсказки для покупателей в момент реализации маркированного товара.
Вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии с общими правилами, закрепленными в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматривается в каждом конкретном случае исходя из доказательств, подтверждающих наличие вины лица, привлекаемого к такой ответственности.