В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Положение, Указ № 496), при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, субъекты хозяйствования обязаны использовать товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронного документа (далее – электронные накладные), порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 61 структуры и формата электронных накладных, утвержденных постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.12.2023 № 9/75/35/26 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли (далее – постановление № 9/75/35/26), электронные накладные, подписанные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя, отмене не подлежат.
Функционирование механизма прослеживаемости товаров, предусмотренного Указом № 496, основывается на обязательном применении субъектами хозяйствования электронных накладных. При этом, учитывая, нормы части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных», списание в ПК СПТ указанных в электронной накладной товаров, у грузоотправителя и их закрепление за грузополучателем осуществляется на основании такой электронной накладной, подписанной ЭЦП ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя.
Учитывая изложенное, по ситуациям, изложенным в обращении, сообщается.
В случае, если при отгрузке товаров подписанная ЭЦП ответственных лиц грузоотправителя и грузополучателя электронная накладная содержит неверные сведения (в рассматриваемых ситуациях неверный код ТН ВЭД ЕАЭС), в целях отображения корректной информации в ПК СПТ грузополучателю необходимо предпринять действия по созданию возвратной накладной грузоотправителю на товар с дальнейшим созданием грузоотправителем в адрес грузополучателя новой корректной электронной накладной.
В свою очередь, грузоотправителю также требуется в адрес своего поставщика создать возвратную накладную, а поставщику следует создать новую электронную накладную с верными данными.
Кроме того, в целях обеспечения взаимосвязи двух электронных накладных, отражающих сведения об одной и той же хозяйственной операции, номер первоначальной электронной накладной необходимо указать в подразделе «Дополнительные поля накладной» создаваемой электронной накладной.
При этом обращаем внимание, что в поле «Дата накладной» (DeliveryNoteDate) создаваемых новых электронных накладных подлежит указанию дата фактического совершения хозяйственной операции (отгрузки товаров).
По вопросу корректировки электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ) в данной ситуации, отмечаем.
В соответствии со статьей 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), если иное не установлено статьей 131 НК, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм НДС в порядке, установленном главой 14 НК.
Информация, содержащаяся в ЭСЧФ, должна соответствовать информации, содержащейся как в первичных учетных документах, оформленных в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, так и в бухгалтерском учете.
Согласно части первой подпункта 25.1 пункта 25 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (далее – Инструкция № 15), в строке 30 ЭСЧФ «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указываются, в том числе документы, подтверждающие поставку товаров (виды документов, их название, дата, номер, а также, при наличии, код формы и серия документа).
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. При этом согласно статье 1 Закона № 57-З хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.
Статьей 39 НК предусмотрено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и ведется путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета. При этом налоговое законодательство не регулирует вопросы определения даты совершения хозяйственных операций и оформления первичных учетных документов. Для налогового учета будет учитываться дата фактической реализации товара.
Учитывая вышеизложенное, если в ранее выставленном исходном ЭСЧФ в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» были указаны реквизиты первоначальной электронной накладной, содержащей недостоверную информацию, то после создания новой электронной накладной, подписанной грузоотправителем и грузополучателем ЭЦП, грузоотправителю следует создать ЭСЧФ с типом «Исправленный» с указанием реквизитов нового первичного учетного документа (новой электронной накладной), а также причин создания такого исправленного ЭСЧФ в строке 31 «Дополнительные сведения».
Да.
Вывоз (транспортировка) товара в рассматриваемой ситуации не может осуществляться без маркировки унифицированными контрольными знаками, поскольку после выпуска товара для внутреннего потребления фактически осуществляется его реализация с переходом права собственности на территории Российской Федерации, а не транспортировка, что не предусмотрено изъятием, установленным в пункте 1 приложения 1 к Указу № 243 Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров».
Валовая выручка за первые 9 месяцев 2025 года за период применения единого сельхозналога будет определяться как сумма, являющаяся для организации налоговой базой единого сельхозналога в таком периоде (абз. 8 п. 2 ст. 326, абз. 2 ч. 2 п. 2 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Не вправе. Исходя их положений абзаца второго подпункта 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь с 2025 года не вправе применять УСН организации, созданные в результате реорганизации в форме выделения, если валовая выручка организации, реорганизованной соответственно в форме выделения, нарастающим итогом за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата государственной регистрации организации, созданной в результате такой реорганизации, превысила предельную величину, действующую в таком году для применения УСН.
Не учитывается.
Согласно части первой пункта 6 статьи 328, подпункту 3.11 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога при УСН включаются суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора.
При этом с 2025 года частью третьей пункта 6 статьи 328 НК предусмотрено, что суммы кредиторской задолженности, возникшей в связи с получением предварительной оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав в денежной форме, не учитываются организацией при определении налоговой базы налога при УСН в составе внереализационных доходов в соответствии с подпунктами 3.9 – 3.11 пункта 3 статьи 174 НК, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере такой предварительной оплаты в соответствии с НК включена у этой организации в налоговую базу налога при УСН.